Перейти к содержимому

«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»

Скрипка | Скрипичная азбука

/Черновик страницы, которая будет находиться в категории
«Вредные мифы» /

 

«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»

На создание этой странички меня натолкнула попавшаяся мне недавно на одном из интернет-форумов смешная фраза. Там одна девушка писала, что от разучивания концерта Рахманинова (она, правда,  не написала, какого) многие музыканты (она, правда, не сообщила, кто) сошли с ума.

Вот такой проклятый концерт! Причем — якобы эту информацию девушка помнит еще из курса музыкальной литературы (ого?? !!!)

Я тут же вспомнила другую смешную фразу, автором которой был один грустный практикующий психоаналитик, принимающий пациентов на своей квартире.

— О! Вы музыкант! — сказал как-то мне среди беседы этот молодой еще человек с омраченным тяготами жизни взглядом. И вдруг лицо его, только что бывшее таким унылым, озарилось радостью: — А вы никогда не задумывались о том, что музыканты — они же все какие-то больные? — тут в его голосе появился нескрываемый энтузиазм.

— Как это?? — изумилась я. — Кто это вам сказал?

— Так это же всем известно!

— А у вас что, есть знакомые музыканты?

— Конечно! —  теперь голос молодого человека звенел от счастья. — У меня все друзья музыканты, и они все поголовно алкоголики, наркоманы и психически больные.

Ой, занавес… занавес.

В прошлом варианте этой странички я сделала ошибку: пустилась в фантазии относительно того, можно ли доверять свою душу человеку, у которого все друзья наркозависимые. Попавшая сюда психоаналитик (о великие фокусники Гугл и Яндекс!) меня вполне справедливо поправила. Ну, собственно, действительно не нам судить. Да и не психологи —  тема нашего разговора. Мы здесь говорим про музыкантов.

…Был еще один был занятный случай в моей жизни, когда я как сторонний наблюдатель слышала небылицы про своих собратьев.

Я тогда была юна и максималистично настроена. Оказавшись в гуще людей, уже не помню в каком публичном месте, я услышала длинную лекцию на тему «музыканты, они же все… ну, вы же понимаете…»

Ораторствующая дама подробно и с массой скандальных подробностей описывала уже не только психические, но и разнообразные физические изъяны профессиональных музыкантов. С интересом я узнала в тот день, что у музыкантов, оказывается (людей вообще крайне ограниченных по натуре) имеется недоразвитость скелета, проявляющаяся в обшей скособоченности всего корпуса, это от их нездоровой привычки каждый день играть на скрипках. Оказывается, эти несчастные музыканты уже с детства фактически становятся инвалидами, у них у всех поголовно больные спины и руки. Они все бледные, как смерть, и выглядят хуже узников гестапо. Какое будущее может ждать этих несчастных детей? — вопрошала дама как раз в тот момент, когда я двинулась на нее.

Я в ту пору была здоровым экземпляром homo sapiens  с развитыми формами, уже оканчивающим консерваторию.

— Посмотрите, пожалуйста, на меня. Я вроде стою без посторонней помощи?  — хмуро сказала я.

Дама молчала, кажется смекнув, куда движется дело.

— И на лице у меня нет признаков умственной отсталости.

Дама начала трогательно и заискивающе улыбаться.

— И я никогда не лежала в клинике нервных болезней.

Дама опустила взор долу.

— А ведь я музыкант!!! — сообщила я прокурорским тоном.

(Да, неудобно. У каждого из нас бывают в жизни дурацкие ситуации. Я сама однажды, стоя на горе в одной далекой стране, прочувствованно сообщала мужу, что я думаю по поводу одной человеческой профессии. Вокруг нас не было никого. А если бы кто и был, то шансы, что этот «кто-то» говорил бы по-русски, были бы близки к нулю. И ведь случись же так, что как раз в этот момент в кустах неподалеку пряталась женщина — русскоговорящая представительница той самой профессии… Тот случай мне еще раз напомнил, что я и сама грешна. Увы! Хотя меня оправдывает то, что я всего лишь выражала собственное мнение, делала это не публично…)

 А теперь серьезно.

(Этот кусок будет переписан. А.Б.)

Музыка с древности используется в воспитании как мощное средство, гармонизующее, развивающее личность, дисциплинирующее. Существуют статистические выкладки и исследования, доказывающие, что люди, обучавшиеся с детства музыке, в целом благополучнее прочих (в личностном смысле), реже попадают в плохие компании (некогда!) и т.д.

Если говорить о профессионалах — они вообще выдерживают с детства довольно особые физические и эмоциональные/интеллектуальные нагрузки. Нужно пройти огонь и воду и медные трубы. Характер, упорство, адское трудолюбие, хорошая физическая форма, умение управляться с эмоциями, цепкие пальцы, острый ум, ясная голова — всё это необходимо, иначе никак не добиться сверхточной и сверхбыстрой координации движений (это для «техники») и той духовной цельности, эмоциональной силы и убедительности, которая нужна для «музыки». Бедный хлюпик с зависимостями с такой штукой просто не справится. И первую же проверку сценой не пройдет.

Откуда же такие «источники», как упомянуты выше, черпают информацию?

Пофантазируем.

Может, нападки на профессиональных музыкантов — замаскированная разновидность все той же темы про «гениальность и помешательство», которую начал когда-то еще  криминалист Ломброзо?

С тех пор много воды утекло, но связь гениальности и помешательства и сейчас никем еще доподлинно не установлена.

Тем более когда речь идет о музыке.

Тот же Ломброзо пишет о том, что якобы именно среди гениальных музыкантов  число сумасшедших особенно велико, но при этом противоречит сам себе: основная масса примеров в его сочинении — совсем не из мира музыки, а больше из научного, писательского, философского мира.

См. также: Свобода воли и психологические ловушки для музыканта;
«Природа отдыхает»

4 комментария для “«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»”

  1. Здравствуйте, Анна!
    Все чаще на ум приходит мысль о,, виновности,, музыкальных учреждений выпустивших (и продолжающих выпускать) такое огромное количество,,музыкантов,,. Количество переросло в сомнительное качество и продолжает неуклонно расти. Это относится не только к музыке, но и к поэзии, литературе и другим видам искусства.

    Весь инет заполнен,, гениями,, музыкальные,,жабы-реперы,, квакают, индустрия шоу-бизнеса вытеснила классику в тень, Борями, Валериями, Биланами, ой всех не пересчесть. Одни и те же лица, одни и те же темки…

    Одурманивание толпы, сладкие ното-конфекты-музычки и ведь,, хавают,,(простите за несравненный термин:)-это и многое другое в современной жизни и навело меня на такое нерадушное размышление о,, виновности,, музыкальных учреждений выпускать чрезмерно большое количество,, профессионалов,, от музыки,, Критики всех сомнительных мастей появились, чуть-чуть выучил две нотки и уже создан сайт для музыкантов в целях обогащения …

    C уважением,Bemol.

  2. Мне тоже кажется, что выпуск такого количества музыкантов неадекватен нынешней обстановке.
    Тем не менее полагаю, что «виновны» в создавшейся ситуации не учебные заведения (тем более что выбор в конечном счете еще и за родителями будущих музыкантов), а скорее современный мир, экономическая обстановка, кризис духовности и навязанные нам идеалы потребительского общества. Раскруткой псевдозвезд занимаются продюсеры — с них и надо спрашивать.

  3. А вот мне, как психоаналитику, резанула по глазам фраза про «приговор в профессиональном смысле». Есть такая особенность и межличностных связей, и информационного поля в целом: то, чем человек интересуется, естественным образом постепенно начинает окружать его. Поэтому нет ничего необычного в том, что в круге знакомств психоаналитика со временем появляется всё больше людей, которым более, чем другим, пригодилась бы его помощь. Однако помощи он им оказать как раз не может: профессиональная этика не позволяет работать с друзьями. И далеко не каждого удаётся убедить обратиться к другому специалисту.
    Впрочем, молодого человека я ни в коем случае не оправдываю: на мой взгляд обобщения такого рода, как высказанное им, в любом случае — тревожный звоночек 🙂

  4. > А вот мне, как психоаналитику, резанула по глазам фраза про «приговор в профессиональном смысле».

    Гм-м-м… Да, конечно, такой «приговор» я возглашать вряд ли имела право))… я тогда, 4 года назад, была резка, горела праведным гневом за всех коллег-музыкантов))
    Но как бы это объяснить… было очень похоже, что человек тогда получил некоторое странное удовольствие, сообщив мне (музыканту) свое такое обобщение. Плюс к тому — мне показалась странной информация, что у человека все друзья алкоголики (если это так) и что человек считает нужным мне такое сообщить… В общем, я заключила, что он, вероятно, еще не разобрался с собственными, возможно существующими проблемами. Вот это был мой такой кухонный психоанализ и фраза про приговор отлилась в граните сама собой)))

    UPD 6.08.2014 Поправила тот неудачный «пассаж». Ко второй половине странички тоже надо будет вернуться, получше прописать.
    Спасибо за коммент!

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *