Анна Благая -

«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»

Скрипка | Скрипичная азбука

/Черновик страницы, которая будет находиться в категории
«Вредные мифы» /

 

«А музыканты — они же все… ну, вы же понимаете…»

На создание этой странички меня натолкнула попавшаяся мне недавно на одном из интернет-форумов смешная фраза. Там одна девушка писала, что от разучивания концерта Рахманинова (она, правда,  не написала, какого) многие музыканты (она, правда, не сообщила, кто) сошли с ума.

Вот такой проклятый концерт! Причем — якобы эту информацию девушка помнит еще из курса музыкальной литературы (ого?? !!!)

Я тут же вспомнила другую смешную фразу, автором которой был один грустный практикующий психоаналитик, принимающий пациентов на своей квартире.

- О! Вы музыкант! — сказал как-то мне среди беседы этот молодой еще человек с омраченным тяготами жизни взглядом. И вдруг лицо его, только что бывшее таким унылым, озарилось радостью: - А вы никогда не задумывались о том, что музыканты — они же все какие-то больные? — тут в его голосе появился нескрываемый энтузиазм.

- Как это?? — изумилась я. — Кто это вам сказал?

- Так это же всем известно!

- А у вас что, есть знакомые музыканты?

- Конечно! -  теперь голос молодого человека звенел от счастья. — У меня все друзья музыканты, и они все поголовно алкоголики, наркоманы и психически больные.

Ой, занавес… занавес.

В прошлом варианте этой странички я сделала ошибку: пустилась в фантазии относительно того, можно ли доверять свою душу человеку, у которого все друзья наркозависимые. Попавшая сюда психоаналитик (о великие фокусники Гугл и Яндекс!) меня вполне справедливо поправила. Ну, собственно, действительно не нам судить. Да и не психологи —  тема нашего разговора. Мы здесь говорим про музыкантов.

…Был еще один был занятный случай в моей жизни, когда я как сторонний наблюдатель слышала небылицы про своих собратьев.

Я тогда была юна и максималистично настроена. Оказавшись в гуще людей, уже не помню в каком публичном месте, я услышала длинную лекцию на тему «музыканты, они же все… ну, вы же понимаете…»

Ораторствующая дама подробно и с массой скандальных подробностей описывала уже не только психические, но и разнообразные физические изъяны профессиональных музыкантов. С интересом я узнала в тот день, что у музыкантов, оказывается (людей вообще крайне ограниченных по натуре) имеется недоразвитость скелета, проявляющаяся в обшей скособоченности всего корпуса, это от их нездоровой привычки каждый день играть на скрипках. Оказывается, эти несчастные музыканты уже с детства фактически становятся инвалидами, у них у всех поголовно больные спины и руки. Они все бледные, как смерть, и выглядят хуже узников гестапо. Какое будущее может ждать этих несчастных детей? — вопрошала дама как раз в тот момент, когда я двинулась на нее.

Я в ту пору была здоровым экземпляром homo sapiens  с развитыми формами, уже оканчивающим консерваторию.

- Посмотрите, пожалуйста, на меня. Я вроде стою без посторонней помощи?  — хмуро сказала я.

Дама молчала, кажется смекнув, куда движется дело.

- И на лице у меня нет признаков умственной отсталости.

Дама начала трогательно и заискивающе улыбаться.

- И я никогда не лежала в клинике нервных болезней.

Дама опустила взор долу.

- А ведь я музыкант!!! — сообщила я прокурорским тоном.

(Да, неудобно. У каждого из нас бывают в жизни дурацкие ситуации. Я сама однажды, стоя на горе в одной далекой стране, прочувствованно сообщала мужу, что я думаю по поводу одной человеческой профессии. Вокруг нас не было никого. А если бы кто и был, то шансы, что этот «кто-то» говорил бы по-русски, были бы близки к нулю. И ведь случись же так, что как раз в этот момент в кустах неподалеку пряталась женщина — русскоговорящая представительница той самой профессии… Тот случай мне еще раз напомнил, что я и сама грешна. Увы! Хотя меня оправдывает то, что я всего лишь выражала собственное мнение, делала это не публично…)

 А теперь серьезно.

-

(Этот кусок будет переписан. А.Б.)

Музыка с древности используется в воспитании как мощное средство, гармонизующее, развивающее личность, дисциплинирующее. Существуют статистические выкладки и исследования, доказывающие, что люди, обучавшиеся с детства музыке, в целом благополучнее прочих (в личностном смысле), реже попадают в плохие компании (некогда!) и т.д.

Если говорить о профессионалах — они вообще выдерживают с детства довольно особые физические и эмоциональные/интеллектуальные нагрузки. Нужно пройти огонь и воду и медные трубы. Характер, упорство, адское трудолюбие, хорошая физическая форма, умение управляться с эмоциями, цепкие пальцы, острый ум, ясная голова — всё это необходимо, иначе никак не добиться сверхточной и сверхбыстрой координации движений (это для «техники») и той духовной цельности, эмоциональной силы и убедительности, которая нужна для «музыки». Бедный хлюпик с зависимостями с такой штукой просто не справится. И первую же проверку сценой не пройдет.

Откуда же такие «источники», как упомянуты выше, черпают информацию?

Пофантазируем.

Может, нападки на профессиональных музыкантов — замаскированная разновидность все той же темы про »гениальность и помешательство», которую начал когда-то еще  криминалист Ломброзо?

С тех пор много воды утекло, но связь гениальности и помешательства и сейчас никем еще доподлинно не установлена.

Тем более когда речь идет о музыке.

Тот же Ломброзо пишет о том, что якобы именно среди гениальных музыкантов  число сумасшедших особенно велико, но при этом противоречит сам себе: основная масса примеров в его сочинении — совсем не из мира музыки, а больше из научного, писательского, философского мира.

См. также: Свобода воли и психологические ловушки для музыканта;
«Природа отдыхает»

  1. Здравствуйте, Анна!
    Все чаще на ум приходит мысль о,, виновности,, музыкальных учреждений выпустивших (и продолжающих выпускать) такое огромное количество,,музыкантов,,. Количество переросло в сомнительное качество и продолжает неуклонно расти. Это относится не только к музыке, но и к поэзии, литературе и другим видам искусства.

    Весь инет заполнен,, гениями,, музыкальные,,жабы-реперы,, квакают, индустрия шоу-бизнеса вытеснила классику в тень, Борями, Валериями, Биланами, ой всех не пересчесть. Одни и те же лица, одни и те же темки…

    Одурманивание толпы, сладкие ното-конфекты-музычки и ведь,, хавают,,(простите за несравненный термин:)-это и многое другое в современной жизни и навело меня на такое нерадушное размышление о,, виновности,, музыкальных учреждений выпускать чрезмерно большое количество,, профессионалов,, от музыки,, Критики всех сомнительных мастей появились, чуть-чуть выучил две нотки и уже создан сайт для музыкантов в целях обогащения …

    C уважением,Bemol.

    Comment by Юрий — 08/08/2010 @ 00:52
  2. Мне тоже кажется, что выпуск такого количества музыкантов неадекватен нынешней обстановке.
    Тем не менее полагаю, что «виновны» в создавшейся ситуации не учебные заведения (тем более что выбор в конечном счете еще и за родителями будущих музыкантов), а скорее современный мир, экономическая обстановка, кризис духовности и навязанные нам идеалы потребительского общества. Раскруткой псевдозвезд занимаются продюсеры — с них и надо спрашивать.

    Comment by annablagaya — 10/08/2010 @ 22:07
  3. А вот мне, как психоаналитику, резанула по глазам фраза про «приговор в профессиональном смысле». Есть такая особенность и межличностных связей, и информационного поля в целом: то, чем человек интересуется, естественным образом постепенно начинает окружать его. Поэтому нет ничего необычного в том, что в круге знакомств психоаналитика со временем появляется всё больше людей, которым более, чем другим, пригодилась бы его помощь. Однако помощи он им оказать как раз не может: профессиональная этика не позволяет работать с друзьями. И далеко не каждого удаётся убедить обратиться к другому специалисту.
    Впрочем, молодого человека я ни в коем случае не оправдываю: на мой взгляд обобщения такого рода, как высказанное им, в любом случае — тревожный звоночек :)

    Comment by Любовь — 06/05/2014 @ 17:29
  4. > А вот мне, как психоаналитику, резанула по глазам фраза про «приговор в профессиональном смысле».

    Гм-м-м… Да, конечно, такой «приговор» я возглашать вряд ли имела право))… я тогда, 4 года назад, была резка, горела праведным гневом за всех коллег-музыкантов))
    Но как бы это объяснить… было очень похоже, что человек тогда получил некоторое странное удовольствие, сообщив мне (музыканту) свое такое обобщение. Плюс к тому — мне показалась странной информация, что у человека все друзья алкоголики (если это так) и что человек считает нужным мне такое сообщить… В общем, я заключила, что он, вероятно, еще не разобрался с собственными, возможно существующими проблемами. Вот это был мой такой кухонный психоанализ и фраза про приговор отлилась в граните сама собой)))

    UPD 6.08.2014 Поправила тот неудачный «пассаж». Ко второй половине странички тоже надо будет вернуться, получше прописать.
    Спасибо за коммент!

    Comment by annablagaya — 06/05/2014 @ 17:54

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>