Перейти к содержимому

Писатели о скрипке: скрипичные легенды и мифы

о скрипке

Стихи и романы, в которых в качестве героев появляются скрипка и скрипачи; мифы и легенды, связанные со скрипкой.

/ а как в реальности? См. истории жизни скрипачей и страничку о скрипке хардингфеле /

Для начала:

См. также:

Осуждение ПаганиниПожалуй, лучшая скрипичная книжка всех времен и народов. В этом романе описана жизнь гениального скрипача Никколо Паганини и развеяны дурацкие легенды о том, что он якобы продал душу дьяволу и оттого так хорошо играл… Удивительно, но факт: именно из этого литературного произведения, а не из каких-нибудь учебников или консерваторских курсов, музыканты могут узнать о тех произведениях Паганини, которых нет ни в одной библиотеке. Например, о таинственной Музыке исчезающих струн….

… Но вернемся к легендам. Многие писатели и поэты, в отличие от Виноградова, прельщались этим сюжетом: скрипач, продавший душу дьяволу. Байки это сомнительные (такие мрачные истории вовсе не присущи скрипке), но зато какой простор для фантазии!  Среди этих вещей:

Вдохновившись фантазиями Гофмана и других романтиков, теософ Е. Блаватская написала на эту же мрачно-скрипичную тему собственный рассказ (в серии «кошмарные истории»). Называется он «Ожившая скрипка», ссылку на него не даю потому, что он что-то уж очень несимпатичен.

(Кстати, у этой «ветви» скрипичных мифов есть продолжение на экране: см. Скрипка в кино).

Безусловно, дальше всех в деле создания скрипичных легенд на бумаге зашел основатель «нелинейной литературы» Милорад Павич. У которого, кстати, со скрипкой какая-то особая связь: он даже как-то нарисовал себя человеком со скрипкой вместо головы (посмотрите картинку).

Скрипка и скрипачи появляются в самых разных его рассказах и романах. Например, в романе «Внутренняя сторона ветра» описано, из чего делается скрипка. Описано очень смело! Павич не стесняет свое воображение какими-либо условностями и на полном серьезе сообщает, в числе прочего, что волос смычка делался из хвоста единорога (причем это еще — самая невинная подробность:)

Фрагменты из произведений Павича, в которых говорится про скрипку, можно прочитать вот здесь.

А тут можно прочитать еще одно произведение на тему печали, переплетенной со звуками скрипки — знаменитый рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Это совсем не тот Ротшильд и совсем не та скрипка, но история, как и следовало ожидать, грустная*.

Кстати, у этой истории есть и кинопродолжение. Фильм «Скрипка Ротшильда» с Сергеем Маковецким в роли Шостаковича, оканчивающего за своего ученика Флейшмана оперу по мотивам чеховского рассказа, был снят в 1996 году.

… Выше уже заходила речь о поэзии, а вот еще несколько стихотворений про скрипку:

(UPD И еще:

А.К. Толстой
Бальмонт
Блок
Мих. Синельников
В. Гюго
Окуджава
Юнна Мориц
М. Цветаева
П. Антокольский
Вертинский

Мандельштам. И прадеда скрипкой гордился твой род…

В. Набоков и скрипка)

… К слову о «скрипке и немножко нервно». Есть еще одна прискорбная традиция — выставлять скрипачей какими-то неврастениками, смешными и беспомощными людьми. Лучше всего, правда, это выражено не в литературе, а в кино («Репетиция оркестра» Феллини). А в литературе это ярче всего проявилось в произведении, посвященном, казалось бы, другому инструменту — контрабасу. Пролистаем «Контрабас» Патрика Зюскинда и убедимся: в каком-то смысле ведь и этот инструмент  — непомерно раздутая по размерам скрипка, а контрабасист, который ведет повествование — это такой увеличенный до гигантских размеров, доведенный до абсурда типаж скрипача-неврастеника.

А знаете, почему Зюскинд так жестко разделался с музыкантом в своем произведении? Все очень просто. Его отец был страстным меломаном, проводил музыкальные вечера, и заставил сына получить музыкальное образование. Говорят, что музыку Зюскинд не любил и бунтовал против отца, что и отразилось в его писательских трудах. «Контрабас» же был первым произведением писателя.

А о том, что типаж скрипача-неврастеника ничего общего никогда не имел с реальностью, см. на страничке Скрипка в кино.

… Продолжение следует

См. тж.: Истории про скрипачей из книги Йирасека «Старинные чешские сказания»

Сказки о скрипачах и скрипке

*См. тж.: «Он у нас и ученый, и на скрипке играет…» НОВОЕ

6 комментариев для “Писатели о скрипке: скрипичные легенды и мифы”

  1. соглашусь, что сайт действительно очень интересный и полезный. более подробных и настолько обширных материалов об инструменте я не встречала. занимаясь музыкальным театром, я отсюда многое почерпнула, что расширило понимание удивительного инструмента скрипки. спасибо создателям сайта!)

  2. Спасибо большое за комменты! Создатель сайта пока один, но тем для обсуждения намного больше, чем мы успели затронуть… Ни один раздел на сайте (а тем более — список фильмов, книг и т.п.) здесь не считаю исчерпывающим. Есть вам найдется, что добавить — это будет отлично!

  3. Дмитрий

    А вот еще в копилочку, найдено на просторах интернета

    Играла скрипка, для глухих играла.
    Кому-то в голову пришла идея
    Устроить праздник, вроде карнавала,
    И слабослышащих позвать людей.

    Скрипач все знал. О да, он мог фальшивить,
    Мог даже не касаться струн смычком,
    Но он сыграл в глухом, беззвучном мире,
    Как не играл до этого никто.

    Им пела скрипка о любви и чуде,
    Грустила нежно о большом и сложном,
    Поплакала о том, чего не будет,
    Утешила, что в жизни все возможно.

    Скрипач закончил. В зале все поднялись.
    Он оглушительней овации не знал,
    Глухие люди скрипкой наслаждались,
    С его лица читая то, что он играл.

    Саша Нестерова

Добавить комментарий для Натали Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *