И.Ямпольский. Хандошкин

скрипка | книги об истории скрипки

И. Ямпольский. Русское скрипичное искусство. Хандошкин

Продолжение — стр. 4 (к началу главы)

Самым ранним из известных нам сочинений русского композитора в жанре инструментального концерта является концерт Хандошкина для альта с оркестром, датированный 1801 годом.

Из современников Хандошкина сольные фортепианные концерты писали лишь Бортнянский и Кашин. Однако их произведения утеряны, и концерт Хандошкина остается отправной точкой для изучения развития этого жанра в русской инструментальной музыке.

Концерт Хандошкина для альта, вероятно, один из многих написанных им произведений в этом жанре, ибо Хандошкин славился как «лучший сочинитель концертов». Современники ставили его сочинения в этом жанре наряду с сочинениями классических композиторов’.

Это произведение представляет ансамблевую пьесу для небольшого инструментального состава, в котором солирующий альт выступает с рельефно очерченной и совершенно самостоятельной виртуозной партией.

В концерте для альта Хандошкина сочетаются характерные особенности форм предклассического и классического концерта. Струнный состав инструментального ансамбля и отсутствие в первой части формы сонатного аллегро — черты, характерные для предклассического концерта. Ограничение инструментального ансамбля ролью аккомпанемента, а также то, что тема финального рондо поручена солирующему инструменту, — особенности, присущие раннему классическому концерту. Три части концерта написаны сжато и лаконично. Две из них дают жанровые картины (средняя, медленная часть «Канцона» и финал «Охота»).

Фактура концерта прозрачная и изящная, раскрывает выразительные и технические возможности альта с необычной новой стороны, подчеркивая воздушность, легкость. На протяжении всей первой части концерта, так же как и финала, Хандошкин широко использует мелкую пассажную «жемчужную» технику. В этом отношении концерт — одно из труднейших произведений альтовой литературы.

Совершеннейшим образцом русской инструментальной лирики начала XIX века является средняя, медленная часть концерта—«Канцона», написанная с большой поэтической силой. В ней выявляется мелодический стиль «позднего» Хандошкина, основанный на органическом претворении интонаций русского бытового романса и классической мелодики.

Неизъяснимая красота кроется в мелодии «Канцоны», глубоко национальной по задушевности выражения и сердечной теплоте, по эмоциональной наполненности, приближающейся к выразительности человеческого голоса. Впечатление усиливается прозрачным «романсным» сопровождением, обволакивающим как бы дымкой грусти мелодию, прекрасную в своей напевности. Звук альта с его меланхолическим тембром придает особое очарование этой музыке.

По силе и законченности выражения «Канцону» можно поставить наряду с такими образцами русского поэтического творчества первой четверти XIX века, как «Элегии» Батюшкова, Жуковского и Пушкина. К «Канцоне» ведут истоки мелодического стиля молодого Глинки (соната для альта, элегия «Не искушай меня без нужды», романс «Я помню чудное мгновенье»).

Блестящее и энергичное финальное рондо «Охота» — единственный известный нам случай использования в концерте характерной жанровой пьесы, особенно любовно культивировавшейся французскими скрипачами XVIII века в сонатах для скрипки с басом. В теме рондо без труда можно уловить интонационные отголоски ритмически видоизмененной начальной темы первой части.

Очень выразителен по музыке средний соль-минорный эпизод рондо и последующая разработочная часть, напоминающие аналогичный эпизод из финального рондо скрипичного концерта Бетховена, написанного позднее.

Недавно опубликованный альтовый концерт Хандошкина прочно вошел в репертуар советских альтистов как классическое произведение, достойное занять место наряду с лучшими сочинениями, написанными для этого инструмента:

Хандошкин. Канцона38

читать дальше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.