Путь к Парнасу. Дельфы

Путешествия | Греческие чётки

Gradus ad Parnassum (ступень к Парнасу) — так называют всякие зубодробительные руководства, например, этюды, которые проходит ученик, чтобы научиться играть на фортепиано или скрипке.  

Настоящий Парнас не требует таких жертв.

Расположенные на его склонах Дельфы (прославленное святилище Аполлона, бога солнца, вдохновения, музыки и гармонии) — место удивительно легкое по атмосфере.

И даже больше: оно мне показалось до безобразия родным. Но не потому, что я такой гениальный человек и меня каждый день туда носит Пегас, а по более простой причине: оказалось, у Аполлона и муз поют те же птицы, что у нас на даче (хотя к нам, конечно, эти птицы прилетают позже — в Греции мы были ранней весной).

И растут там те же нежные первоцветы  — пушкинии и крокусы — и даже та же самая крапива!!!

А виды там ласкают душу. («Почему?» — удивлялась позже попутчица в самолете. Метеоры такие мощные, фантастические, необычные, а в Дельфах —  горы и горы, ничего особенного…)

Видимо, дело в совершенной, исключительной гармонии самого расположения древних Дельф, всех линий — природных и архитектурных.  

На снимках это сохранить мне не удалось, как и, конечно, атмосферу, вольный ветер и простор.

В местном музее хранятся фрагменты древнего мрамора, «крылатая дева»-«Наксосский сфинкс» и Антиной, которого откопали в 1894 году.

(Это тоже из музея: интересное фотосвидетельство того, как нашли Антиноя):

До того дня (еще даже и в Афинах) я была вполне равнодушна к гревнегреческому искусству. Сейчас, вспоминая Дельфы, кажется, что-то начинаю понимать. Прочитала текст Г.И. Соколова о сфинксе и думаю, что обязательно надо всю книгу про Дельфы* найти и прочитать.
(И, к слову о «пути к Парнасу»: говорят, этот профессор-искусствовед когда-то так говорил своим студентам о портике в Парфеноне: «Если вы правильно выберете свое дело, то ноша ваша будет так же легка!»**)

 

Нехорошая пещера

Правда, был за время нашего пребывания на Парнасе один менее светлый эпизод.

Изучая карту, я обратила внимание на пещеру корикийских муз и Пана — Корикийон. Она находится выше, чем Дельфы. Фантазию идти туда пешком по древним тропам мы довольно быстро отмели, сели в машину и поехали в гору.

Миновали перевал с каменной часовней. Сгущались тучи…

/ На обочинах греческих дорог часто можно видеть что-то вроде маленьких моделей церквей, с окошками, внутри часто теплится свечка. Потом нам друзья объяснили: такие ставят там, где кто-то погиб в аварии.
Но тут часовня была настоящая, в полный рост/

Стали колесить по горе. Заехали сначала выше, чем нужно — там еще лежал снег, из которого выглядывали крокусы.

Вернулись, еще поколесили и нашли какое-то кафе, там нам официант подсказал дорогу. 

(Правда, не то, чтобы с большой охотой. Наверное, можно это тем объяснить, что греки очень религиозные люди, и то, что связано со старыми культами, у большинства из них не вызывает восторга. А эти культы, между прочим, где-то еще живы! Только позже нам об этом рассказали друзья).

Итак, мы поняли, куда ехать, приехали в какой-то лес, оставили машину и пошли дальше пешком.

И вот странно: пока шли наверх по лесной тропе, что-то взяло меня легкое беспокойство, да еще вокруг все стало темнеть и смурнеть, да еще зачем-то сел аккумулятор в камере…

Наконец дошли.

Вход в пещеру оказался весьма невзрачным. Серж один зашел внутрь, не обнаружил (как он сказал) там ничего особенно выдающегося. (Сейчас вижу по фотографиям путешественников фаллосообразные сталактиты — это из-за них пещера Пана? Действительно ничего выдающегося).

Но тут мое странное состояние усилилось, я стала очень просить Сержа не задерживаться. К легкой тревоге присоединилась какая-то брезгливость и жалость. Была причина: недалеко от входа увидела два аккуратно лежащих скелета — кажется, кошачьих :((

Уверена, подобное не лежит там каждый день. В сети полно отзывов туристов об этом месте, всем нравится, а некоторые посетители этой пещеры, как выяснилось, вообще чувствуют там некую особую духовную энергию, почитают пещеру как священную. Хм… Но что было, то было. Лично я обратно шла с большой охотой, настроение с каждым шагом улучшалось. Снова вышло солнце. Из ведения Пана и каких-то сомнительных муз, рядом с которыми что-то происходит с (?)кошками, мы возвращались к Аполлону.

 

Весь этот сюжет так и остался не запечатленным на фотографиях, чему я только рада. Из-за того, что забастовала камера, последними на снимках того дня так и остались грозовой перевал и нежный крокус с каплями чистой талой воды где-то сильно выше Нехорошей пещеры.

Ну, а нас ждал Пиратский берег. Все главные сюрпризы были впереди.

Прим.

* Соколов, Глеб Иванович. 
Дельфы. — М. : Искусство, 1972.

** https://anti4ka2007.livejournal.com/172261.html