Перейти к содержимому

Ущелья на богемской стороне

Путешествия | Саксония/Богемия

Мы покинули немецкую часть Эльбских песчаниковых гор, чтобы заночевать в чешском Грженско и на следующее утро погрузиться в ущелья (или каньоны) «соутески», где часть пути можно пройти пешком, а часть — проплыть на лодках.

Грженско — городок совсем игрушечный: два ряда домиков в ущелье по обе стороны речки Каменице*.

Здесь («добро пожаловать в сказку!») нас сразу встретили штук сто, не меньше, садовых гномов, выставленных на улице на продажу. Мы решили, что это какой-то местный центр по гномам, как у нас железнодорожная станция Сухиничи — самое злачное место по продаже с рук плюшевых игрушек.

Прогулялись по скалам над Грженско, полюбовались на камни и цветущий вереск, остановились в одном из небольших отелей возле речки. Ночью будил совершенно явственный быстрый топот чьих-то маленьких ножек по чердаку, прямо над нашими головами. Не думаю, чтобы это были гномы (я сквозь сон думала — крысы!! но обошлось).

Утром на машине доехали до входа в ущелье с соутесками. Начинался лес:

При входе в лес — плакаты, предупреждающие о том, в каком часу лодки перестают ходить.

Путешественникам на заметку: часы работы могут измениться, но такой плакат перед входом в лес стоит отыскать.

В лесу почти сразу — уникальные камни, каждый со своей сказочной физиономией, мхи, висящие на камнях папоротники, проросшие в камень деревья, живущие на них вопреки всему:

Каменные ступени ведут куда-то, как к замку Спящей царевны:

Долго ли, коротко, но вот бОльшая часть ущелья оказывается занята рекой. Можно идти вдоль нее по сооруженной здесь (кажется, итальянцами) тропе:

Мшистые камни и речка. Конечно, здесь нужна другая фотографическая оптика, но снимаю хоть так:

Лодочная станция. Отсюда теперь — только на лодке по каньону:

В лодку влезает сразу довольно много туристов, как в маршрутку. Богемский «гондольер» ловко управляет ею, отталкиваясь шестом от дна, и попутно говорит скороговоркой что-то, видимо, очень интересное и смешное (судя по реакции его пассажиров, знающих язык).

Затем опять пешеходная тропа, скалы, и снова каньон — путь по нему длиннее, второй «гондольер» красноречием превосходит первого, а по пути еще и заготовлены разные сюрпризы.

Вот, например, управляемый водопад: когда лодка подплывает на некоторое расстояние к скале, откуда ни возьмись падает вода.

А тут кто-то организовал себе запасной выход…

Наш «гондольер», к счастью, остался на месте.

Судя по удивленному смеху наших попутчиков, владение словом у него было исключительное. Но вообще-то он мог бы так не стараться. Даже если бы этот человек молчал и только мрачно перебирал веслом, атмосфера места сделала бы все остальное за него: скучно никому бы не было!

Кажется, на второй лодочной станции заметили мы интересный артефакт — местный «телефон». Хочешь вызвать лодку — покрути ручку:

Вечером решили снова испытать судьбу и попробовать поселиться где-то на немецкой стороне (надо было уже начинать обратный путь). Проехали Бад Шандау, который оказался не сильно многолюднее, чем в первый вечер, сделали, как в первый раз, некоторое количество кругов по окрестностям. Оказалось, что дорога, по которой мы так безнадежно колесили в первый свой вечер здесь, пролегает, в основном, через самые идиллические поля (только потом мы узнали, что где-то здесь спрятан ход в примерно такие же «соутески»):

Уже тогда обратили внимание на Дерево среди полей — оно там очень приметное, позже у нас с ним установятся уже почти дружеские отношения:

Наконец, среди полей на развилке дорог мы нашли себе уютный дом.

В доме горел свет, там были люди, приветливая хозяйка болтала со своими постояльцами. Звали хозяйку семейного отеля, существующего с 1907 года, фрау Шуберт, на одной из стен отеля висел плакат — что-то о всех Шубертах Германии.

«Циммер фрай?» — неуверенно пробормотали мы, опасаясь, что на нас опять будут смотреть как на марсиан, и были счастливы, получив утвердительный ответ.

Правда, потом нас о чем-то спрашивали в связи с комнатой, мы ничего не поняли, но получили в итоге что-то очень интересное, идеальное для семьи с двумя относительно подросшими детьми. Первый «этаж» нашего жилища был обычной уютной комнатой, но из нее веревочная лестница вела на уютный обжитой «чердак» под самой крышей с еще двумя постелями, устроенными прямо на полу.

Всё это, конечно, мне очень понравилось, а сумев произнести «шварцер тэ», я еще и получила свой любимый чай и была вдвойне счастлива.

Заночевав в отеле фрау Шуберт, получив наутро прекрасный домашний завтрак, мы еще чуть поездили по окрестностям, снова обратили внимание на Дерево, и под самый занавес, увидев случайно в полях какой-то указатель, нашли вход в ущелье Уттервальдер Грунд.

Началось примерно то же, что в соутесках. Снова мхи, папоротники, причудливые каменные стены…

Кажется, здесь начинается «Путь художников» (тропа для любителей живописных видов и пеших прогулок, которая приводит чуть ли не к Бастаю), и здесь явно стоило побродить побольше. (Как и в богемской части заповедника). У нас были с собой карты, повсюду были указатели, но время вышло, и пройдя совсем ничего по ущелью, мы должны были выйти оттуда, чтобы погрузиться в Очень большую машину и вернуть ее в Берлин.

Пока мы не увидели и сотой части всего, что скрыто в этих местах. И это, если говорить только о природе; не были мы ни в музее Вагнера, ни в Дечинском замке, где, как говорят, Шопен написал один из своих вальсов, не слушали «Вольного стрелка» Вебера в скальном театре, не катались на старинных колесных пароходах по Эльбе вдоль Бастайских скал…

Два года спустя довольно неожиданно мы снова смогли побывать в этом месте, прошли дальше вглубь Уттервальдер Грунда и смогли увидеть кое-что еще.

Читать дальше:

Знаки на камнях, скальные часовни, старинные пароходы и музыка под водой

* Официально Грженско — вообще-то деревня, а не городок, только здания в нем совсем не деревенские.  Все-таки это городок, «городок в табакерке».