Перейти к содержимому

Юмор в музыке

Статьи

Юмор в музыке

Никита Богословский

Никита Богословский — автор самых знаменитых песен и самых издевательских шуток. Пусть вас не обманывает то, что он на этом снимке так лирично смотрит в рояль. Как гласит молва, одному своему коллеге он налил вот в такой же рояль водку и пустил туда плавать шпроты.

 

То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же.

Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ. Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами и скоморохами. При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач с несусветным прозвищем Педрилло. Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».

Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини, Россини и скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни был не дурак повеселиться.

Однажды (гласит молва) Шостаковичу удалось разыграть не кого-нибудь, а композитора Никиту Богословского. А Богословский, как известно, считался королем розыгрыша. Проявление остроумия в Шостаковиче его задело за живое, и он решил отыграться. Дело было в Ленинграде. Спустя пару дней Богословский встретил своего обидчика на Невском. Не подал и виду, что обижен, любезно поздоровался, а потом, как он сам рассказал в одном интервью, «быстро пробежал до здания бывшей Думы, там тогда стояли извозчики. Быстро проехал назад, догнал Шостаковича и снова поздоровался с ним, идя ему навстречу. Он ответил мне с некоторым сомнением и удивлением. Когда же я поздоровался с ним, идя ему навстречу в третий раз, он испугался и перешел на другую сторону».

Через день Богословский добил Шостаковича, позвонив его маме и передав через нее Шостаковичу привет и извинения, что не смог зайти на день рожденья, поскольку уже целую неделю находится в Москве.

Говорят, это был самый безобидный розыгрыш Богословского. Все остальные его шутки оказывались куда более ехидными и зловредными. Так, его стараниями писатель Губарев (по другой версии — виолончелист Ростропович) услышали по радио, что якобы награждены Сталинской премией. Обрадовались, стали обмывать звание с гостями, и вдруг опять сообщение по радио:  «такому-то и такому-то — Сталинская премия, а Губареву (Ростроповичу) — х…»

Рассказывают еще, что Богословский вместе с друзьями сорвал концерт композитора Михаила Чулаки — выпустил в зал, где проходил концерт, целую стаю воробьев. Птицы летали по залу, чирикали и гадили на головы слушателей и исполнителей.

Простой музыкальный народ, а не только знаменитости, тоже не прочь посмеяться. Большие любители злорадных шуточек — оркестранты, способные наклеить черную бумагу на очки заснувшему коллеге, чтобы тот, проснувшись, решил, что ослеп, или припечатать обидной кличкой дирижера («Ведро», «Пончик с ядом»…). Братья музыканты сочиняют на досуге и анекдоты. В этих анекдотах часто фигурирует, кстати, аналог «чукчи» — обычно это духовик или альтист, над которым сочинители анекдотов либо просто издеваются, либо заставляют его попадать во всякие дурацкие ситуации.

Вот, например:

В симфонический оркестр приходит новый альтист.

Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые ноты, играет.

Вдруг видит — в нотах пометка «пригнуться». Альтист машинально пригибается. На следующей странице — то же самое. Альтист осознает комичность ситуации, считает это чьей-то злой шуткой и решает больше не пригибаться.

Наступает следующая пометка, альтист сидит, держит осанку… и вдруг получает резкий удар по шее кулисой сидящего сзади тромбона.

Жанр музыкальных анекдотов процветает и сейчас, о чем свидетельствуют свежие экземпляры, такие как вот этот:

Разговор двух новых русских:

— Пойду учиться в консерваторию на пианиста!

— Зачем?

— Ну прикинь! Большой театр! Огромный зал! Куча народу! Все смотрят на меня! А я сижу на сцене и пальцы гну!

 

Музыканты шутят

После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо (scherzo — «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно. Причем никто не брезговал смехом в музыке — даже такие глыбы, как Иоганн Себастьян Бах, были не прочь породить в перерывах между глубокомысленными опусами какую-нибудь безобидную «Шутку».

Хотя, строго говоря, композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим. Даже беглого взгляда в историю музыки достаточно, чтобы понять: самые разные музыкальные произведения проникнуты самыми разными оттенками смеха — от добродушной улыбки до иронии, сарказма или какого-нибудь жутковатого черного юмора. Веселые проделки позволял себе папаша Гайдн. Однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах. (Заметим: видимо, амплуа классики как скучной музыки существовало еще Бог весть когда!) Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми.

Тот же Гайдн сочинил так называемую «Прощальную симфонию», исполняя которую оркестранты один за другим покидали сцену, пока не оставался один музыкант, в одиночестве доигрывающий свою партию, а потом задувающий свечу и уходящий за кулисы в кромешной тьме.

Кстати, у этой шутки было продолжение.

Говорят, однажды подобное же произведение, сочиненное уже Рихардом Штраусом, исполняли в Карлсбаде (нынешних Карловых Варах), славящихся своими минеральными водами. И некий слушатель смотрел-смотрел, как уходят музыканты, в конце концов не выдержал и шепнул композитору: видите, как действуют на организм карлсбадские воды!!

Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко высмеял в своей «Фантастической симфонии» возлюбленную. Римский-Корсаков и вовсе отважился на политическую сатиру: насмеялся над героем своей оперы «Золотой петушок» царем Додоном, заставив того спеть, среди прочего, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика». Кстати, в этой опере смех присутствует еще в «концентрированном» виде: один из важных мотивов — хохот Шемаханской царицы, переданный музыкальными средствами.

Отличный пример анекдота или карикатуры в музыке — уморительный «Карнавал животных» Сен-Санса. Надо сказать, что этот композитор вообще был шутником-виртуозом. И по всему своему «Карнавалу…» он рассыпал множество шуток — причем многие из них посвящены музыке и музыкантам. Судите сами. В цикле четырнадцать пьес, изображающих разных зверей: черепах, птиц, слона, кенгуру, и т.д. Посреди всего этого музыкального зоопарка слушателю вдруг предлагают полюбоваться на редких зверей — … пианистов. Пианисты эти и правда, как звери, долбят гаммы. Долбят зверски, старательно, хотя и заплетающимися пальцами. И это еще не все: номер с пианистами непосредственно переходит в пьесу под названием «Fossilis» — латинский термин, означающий «ископаемое животное». И как вы думаете, что за ископаемое изобразил здесь Сен-Санс? Не кого иного, как священную корову — самого В.А. Моцарта!!! В пьесе, начавшейся очень мило, довольно скоро обнаруживается мотив из моцартовского Allegretto, которое в детских музыкальных школах играют все начинающие пианисты. Вот так!

Но и это еще не все. В той же «зоологической фантазии» есть один номер с бронебойными фортепианными пассажами — он требует от исполнителя этакого показного спортивного пианизма, который у нас сейчас, к сожалению, в моде. И вот так слушаешь эту пьесу и нет-нет да и покажется: это разыгрываются студенты консерватории перед конкурсом Чайковского… А потом заглянешь в название номера — и прочитаешь … «Дикие ослы». Кстати, есть в «Карнавале…» одна не то разгневанная, не то обиженная пьеска с загадочным названием: «Персонажи с длинными ушами». Интересно, какие такие персонажи имеются в виду. Уж не слушатели ли.

 (Послушать «Карнавал животных» на странице «Зверская музыка»)

 

Это просто смешно

В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33», целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды или любое другое количество времени.

Кейдж позволял себе выходки самого разного толка. Он первым предложил исполнять музыку на роялях, в струны которых засунута всякая дребедень вроде гаек и ластиков. Проблем с отсутствием вдохновенья он не испытывал: сочинял музыку путем подбрасывания монетки. А одно его произведение записано вообще не нотами, а графическими символами: плюсами, точками и скобочками. Кстати, о скобочках: я абсолютно убеждена, что, живи Кейдж в наше время, он бы непременно записал хотя бы одну свою пьесу компьютерными смайликами.

Однажды я слышала, как профессура Московской консерватории исполняла произведения Кейджа. Вначале пианист Любимов с ехидным видом исполнил на рояле, выставленном на улицу перед памятником Чайковскому, произведение «4:33». Затем на сцену Малого зала консерватории вышли музыканты, которые стали надувать и лопать воздушные шарики. Там же, на сцене, засел с убийственно серьезным лицом один молодой пианист, и стал настукивать некий текст одним пальцем на пишущей машинке. Время от времени он вынимал бумажку из машинки, делал из нее самолетик и пускал его в зал. Разворачивая пойманные самолетики, публика читала: «Артист не имеет права злоупотреблять временем зрителя».

Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена: «Все самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже.

Анна Благая

 

Смотрите также: Скрипка и Микки-Маус (ваше внимание там должны привлечь мультфильмы номер 2 и 3)

Читайте также: М.Волков. Моцарт и Сальери (маленькая сантехническая трагедия)

Музыкальные байки (Вальс три Брамса и другие музыкальные истории)
Рассказ Дениса Драгунского «Сюрприз», где описана реальная история розыгрыша, устроенного одним знаменитым музыкантом

См. также: Капуста-трио

 

Sound-приложение

Хотите послушать, как музыканты шутят? Пожалуйста. И описание, и звуковой файл, которые вы увидите/услышите ниже, я когда-то нашла в дневнике http://diary.ru/~jazzzzman

Начало цитаты:

«12:08 Звукопись

Золотой фонд аудиозаписи представляет:

Библиотека шумовых эффектов «Симфонический оркестр».

Track 01 — Падение вставной челюсти на литавры (беспорядочные затухающие подпрыгивания, шамкающий мат литавриста)

Track 02 — Мобильный телефон в кармане валторниста (звонок мобильного телефона, свист дирижерской палочки в воздухе, удар дирижерской палочкой по лысине валторниста, выключение мобильного телефона)

Track 03 — Пчела в отркестровой яме (жужжание пчелы, свист смычков в воздухе, жужжание пчелы, свист гобоя в воздухе, жужжание пчелы, посадка на спину скрипача, удар виолончелью по спине, жужжание пчелы)

Track 04 — Мышь на платье певицы-сопрано (вокал фа-диез второй октавы, писк мыши, вокал си четвертой октавы, обморок)

Track 05 — Отключение электроэнергии в концертном зале (щелчок рубильника, скомканый финал второго акта «Руслана и Людмилы», ропот оркестрантов, чирканье зажигалки, треск тлеющего платья флейтистки, визг флейтистки, гогот валторниста, топот, огнетушитель, визг)

Track 06 — Падение арфистки с инструментом (скрип каблука по банановой кожуре, падение арфистки, падение арфы, похороны духовой секции)

Track 07 — Крики зрителей (шум зала, крик из восьмого ряда: «Группу крови» давай!», свист виолончели в воздухе, удар виолончели о кресла пятого ряда)

Track 08 — Бросок помидором в певицу-сопрано (свист помидора в воздухе, шлепок помидора о лицо, скомканый финал арии Мадам Баттерфляй, аплодисменты)

Track 09 — Падение осветителя с колосников в открытый рояль (свист тела в воздухе, падение тела в рояль, захлопывание крышки рояля, треск ломающихся ножек рояля, падение рояля на пол, сдавленный мат (8 мин.), fade out)

Track 10 — Выстрел в дирижера (стук дирижерской палочкой о пюпитр, взведение курка в районе духовой секции, выстрел, падение тела дирижера, менуэт Моцарта)

Track 11 — Пианиста возят носом по роялю (гамма до-мажор шестьдесят четвертыми)

Track 12 — Падение певицы-сопрано в оркестровую яму (падение тела в яму, треск балок и перекрытий, грохот ломающихся инструментов, ссыпание инструментов в образовавшуюся яму, падение контрабаса на голову, звон битого стекла, мужской голос в тишине: «Люся?»)

Track 13 — Симфонический оркестр на утреннем представлении «Щелкунчика» первого января (Состав: литавры, тромбон, губная гармоника, бутылочное стекло. Невнятное бренчание (42 мин.))»

******Конец цитаты

Запись всего вышеизложенного в звуке  раньше жила вот по этому адресу: ftp://musicbox:[email protected]….lg_sound_fx.mp3

Сейчас я ее там не обнаружила. Поэтому выкладываю файл, чудом сохранившийся на моем компьютере. (Источник, напоминаю — http://diary.ru/~jazzzzman )

Итак, Золотой фонд аудиозаписи представляет… (2,6 МБ)

— —

Слушайте также: Дуэт двух кошек на музыку Россини

5 комментариев для “Юмор в музыке”

  1. Спасибо огромное!По Вашим материалам провела внеклассное мероприятия в музыкальной школе для учеников и родителей-всем понравилось.Успехов,удачи Вам!

  2. Татьяна

    Огромное спасибо! Живо написано, плюс уникальный аудиоконтент шуток оркестра! И за трек и нотки кошек тоже спасибо!

  3. Анатолий

    Когда-то во времена СССР видел по телеку в Москве «Концерт для смеха с оркестром» Богословского. Нигде не могу найти. Может кто-нибудь знает, почему его нет в интернете???

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *