Ольга Благая

Семья

Ольга Благая

Внучка «Пирата-аристократа» Д.Д. Благого (отца пушкиниста — снимавшегося в кино)* и племянница голливудского актера и режиссера Джорджа Благого**, моя двоюродная тетя Ольга Благая — представительница артистической ветви нашей семьи.

История нашего с ней знакомства началась сравнительно недавно. В детстве я только слышала о родственницах с пушкинскими именами Татьяна и Ольга, а разыскала обеих не так давно телеграммой, отправленной в подмосковный город Пущино на адрес, случайно найденный в архиве.

Когда я стала расспрашивать тетю Олю об истории семьи, выплыло множество драматических подробностей, о которых мы прежде ничего не знали.

Ее отец (и ее сестры Татьяны) был немец Вольдемар Лео Мейбом***.

Из-за своего немецкого происхождения он был выслан во время Великой отечественной войны из подмосковного Болшево в Казахстан, взял с собой в ссылку жену и полуторагодовалого сына Андрея  — брата Татьяны и Ольги.

Отец жены (тот самый «Пират-аристократ», мой прадед) при этом не захотел уезжать из Болшево и умер там от голода.

А Вольдемара Мейбома скоро отправили из Казахстана дальше, в трудовой лагерь на Урал. Его жена осталась одна где-то в совхозе под Кзыл-орды с маленьким Андреем, который позже умер там от крупозного воспаления легких, потому что его не взяли в больницу как сына высланного немца!..

Супругам разрешили воссоединиться только в 1948 году в Нижнем Тагиле, где и родились Татьяна и Ольга. И лишь в 1965-м семье удалось найти лимит на прописку в Пущино и вернуться в Подмосковье.

Татьяна получила филологическое образование, а Ольга посвятила жизнь театру. Еще в школе Ольга начала играть в пионерском театре, в театральных студиях, потом играла в народном театре в Пущино в спектаклях по пьесам «Лес» А.Н. Островского, «Орнифль, или Сквозной ветерок» и «Генералы в юбках» Жана Ануя, «Дорога цветов» В. Катаева, «Самоубийца» Н. Эрдмана.

В том же театре она сама поставила спектакли «Неожиданный случай» и «Бедная невеста» по А.Н. Островскому, «Снежная королева» по Е. Шварцу, «Мышеловка» по  А. Кристи, «Несостоявшийся праздник» по произведениям А.П. Чехова. Это было советское время, спектакли приезжала «принимать» какая-то комиссия, члены которой не верили, что спектакли поставил человек без режиссерского образования, оценивали их как профессиональные.

В 1981 г. Ольга решила поступить в Щукинское училище. Она брала частные уроки у педагогов А.Г. Кигель и М.Р. Тер-Захаровой, затем успешно прошла все экзамены: получила общий балл выше проходного и пятерку по специальности (режиссура). И все же не была принята  —  по формальной причине: она не догадалась запастись справкой о работе по специальности, что тогда имело для поступления решающее значение.

Но связей с театральной жизнью она не теряла. В начале 2000-х она создала Московский театр чтеца «Слово». Об этом сама она рассказывает так:

«В 2003 году Московский клуб «Друзья Баварии» попросил меня сделать композицию к 200-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева, который, как известно, долго жил в Баварии. Композиция неожиданно выросла в литературно-музыкальный спектакль «Четыре музы Фёдора Тютчева» и обросла исполнителями. Коллектив надо было как-то назвать, а так как я занималась тогда в чтецкой студии «Слово» под руководством заслуженного деятеля искусств Маргариты Рудольфовны Перловой, то и название родилось органично – Театр  чтеца «Слово». Когда же мы начали со спектаклем выезжать – в музей-усадьбу им. Ф.И. Тютчева «Мураново», в наукоград Пущино – в названии театра появилось слово «Московский».

     Потом родилась дилогия об А.А.Ахматовой («Дал Ты мне молодость трудную» и «Я была тогда с моим народом»), дилогия о М.А.Булгакове («Вечная любовь Михаила Булгакова» и «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы») и литературно-музыкальные спектакли «Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года» и «Притча о русском соловье», которая была приглашена  в Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «А.А. Алябьев – выдающийся русский композитор». А исполнители спектакля «Вечная любовь Михаила Булгакова» стали лауреатами Международного театрального фестиваля «Дар бесценный – речь».

     Менялись исполнители, менялось музыкальное оформление, но ни один спектакль пока не канул в Лету, хотя своей площадки у нас нет. Мы не ведём финансовую деятельность, но с удовольствием выступаем в библиотеках, музеях и культурных центрах».

 

Театр «Слово» вот уже десять лет путешествует по разным культурным центрам Москвы с моноспектаклями и литературно-музыкальными композициями о писателях, поэтах и поэтессах. Ольга Благая там  — бессменная исполнительница литературной части, автор текстов и режиссер.

Ее спектакли и литературно-музыкальные композиции насыщены поэзией, фрагментами  из мемуаров, дневников, писем. Переплетая цитаты, произнося их со сцены, Ольга погружает своих слушателей в атмосферу эпохи, когда жила та или иная творческая личность, в творческую биографию этой личности. То перед слушателями предстает Анна Ахматова (но не просто в роли знаменитой поэтессы, а еще и в роли жены домашнего тирана, который заставлял ее сидеть дома и переписывать сто тысяч тонн его, тирана, переводов с древнего мертвого языка…) То появляется Михаил Булгаков со своей историей жизни, из которой легко выплывают образы героев «Мастера и Маргариты»…

От слушателей такие погружения требуют, конечно, внутренней работы (как происходит всегда на серьезных спектаклях и концертах). Но слушать — интересно, так что, где бы спектакли ни проходили, они всегда собирают чуткую и благодарную публику.

Кстати, хотя театр называется «Слово», появляется в спектаклях и музыка. И не только для того, чтобы оттенить литературу, но и в качестве логического продолжения поэзии и прозы. А один спектакль и вообще посвящен русскому композитору Александру Алябьеву.

Есть тут интересная деталь: тетя Оля как бы с другой стороны заходит к тому же делу, которым был занят мой отец. Он был музыкантом и в своих концертах-беседах отталкивался от музыки, но неизменно выходил в область литературы; она же занимается художественным словом, но приближается к музыке. А некоторые темы у них и вообще общие: помимо уже упомянутого Алябьева это Тютчев, которым занимался еще мой дед-литературовед, потом мой отец и вот теперь тетя Оля.

Роднит всех троих и просветительский характер их деятельности. Лично я открыла для себя именно на спектакле тети Оли романсы Вячеслава Волкова на слова Анны Ахматовой в исполнении певицы Марины Поплавской.

Вот список спектаклей театра:

  • «Вечная любовь Михаила Булгакова» по воспоминаниям первой жены и автобиографической прозе
  • «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы» (Михаил Булгаков в 1924-1940 гг.)
  • «Дал Ты мне молодость трудную» (об Анне Ахматовой в 1903-1921 гг.)
  • «Я была тогда с моим народом» (об Анне Ахматовой в 1922-1966 гг.)
  • «Притча о русском соловье» (к 225-летию Александра Алябьева)
  • «Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года»

Остается добавить, что анонсы Ольга Благая публикует на своих страничках в ФэйсбукеВКонтактеОдноклассниках, Твиттере и ЖЖ .

— — — —

* Юрия (Джорджа) Благого (Йорка). Вот его страница на сайте imdb.com

** Роль Пирата-Аристократа Д.Д. Благой сыграл в фильме 1937 г. «Остров сокровищ»

*** Кстати, вот и еще одна параллель из артистического мира: двоюродный брат Вольдемара Мейбома Владимир Раймондович Мейбом был кинооператором, снял, в том числе, фильмы «Взрослые дети», «Урок литературы», «По страницам «Голубой книги».

One Comment

  • Вячеслав Алексеевич

    Удивительная история замечательного человека Ольги Благой, её семьи и дела, которому она беззаветно служит на БЛАГО людям. Дай Бог ей долгих лет этой настоящей жизни, здоровья и всего самого доброго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.