Перейти к содержимому

Лариса Кирсанова

Семья

Эта страница никогда бы не появилась (мама запрещала мне писать о ней, поскольку всю свою жизнь последовательно и всерьез воплощала в жизнь стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» и делала все те добрые дела, которые она делала — тихо, никому об этом ничего не говоря). Но недавно произошло одно событие, которое показало: это пастернаковское стихотворение следует считать идеологически вредным. Будешь «прятаться, как в тумане местность, в которой не видать ни зги» и ничего о себе не скажешь — за тебя скажут другие, причем скажут так, что мало тебе не покажется. Так что (после долгих уговоров) теперь гриф «секретно» с маминой жизни  снят, и я с удовольствием напишу вам, какая у меня мама.

Итак, знакомьтесь: Лариса Анатольевна Кирсанова.

Лариса Кирсанова

Пианистка Лариса Кирсанова, наша с Иваном Благим мама

Родилась в обеспеченной семье. Отец — инженер-энергетик Анатолий Григорьевич Кирсанов, выходец из семьи фабрикантов, ветеран Великой отечественной войны (был награжден орденами и медалями). Отвечал за проведение линии электропередач к первой в мире АЭС, в 1960-х был в длительной командировке в Италии (почти год жил в Милане напротив театра «Ла Скала», налаживал производство в СССР плащей «болонья»), затем был начальником управления механики, энергетики и транспорта Минбыта РСФСР.  Мать — Римма Ивановна Кирсанова — врач-невролог высшей квалификационной категории, проработавшая около 30 лет в системе «кремлевской медицины», в Четвертом Управлении (а до того  — в поликлинике Наро-Фоминска, где ездила на вызовы к больным даже по ночам, делала пункции, спасла многих детей от менингита). Среди родственников отца и матери — полный георгиевский кавалер, герой Русско-Японской войны; крупный ученый в области ядерного вооружения, лауреат Государственной премии СССР.

В детстве мама была любимицей всех домашних и окружающих. Поступила сразу в две школы — в музыкальную и общеобразовательную, училась необыкновенно легко, была лидером по всем предметам. В школе шла на золотую медаль, но решила стать музыкантом, поступать в музыкальное училище, а потом в консерваторию. Школьные педагоги были в ужасе, они специально вызывали мамину маму, пытались переубедить: «это безумие — какая-то музыка, когда ваша дочь могла бы поступить в любой институт по любой специальности». В числе прочих расстраивалась учительница химии, которая уже видела маму будущим видным ученым-химиком.

Мама поступила в Мерзляковское училище при Московской консерватории в класс к консерваторскому педагогу, известному пианисту  Д. Благому, который много позже, совсем при других обстоятельствах, станет ее мужем (и нашим папой). Но пока о таком развороте событий никто не догадывался (а сама мама меньше всех). Она много занималась, играла на всех училищных и консерваторских мероприятиях (в один год было 11 выступлений в Малом зале консерватории; дважды выступала в Большом зале). Будучи студенткой училища, мама  уже иногда замещала папу, играя вместо него некоторые его авторские концерты (в одном из таких вечеров выступал Козловский).

Окончила училище с красным дипломом (и с 5+ по гармонии, литературе и психологии), поступила в Московскую консерваторию с преимуществом в 7 баллов, на 1 курсе играла на прослушивании к Международному конкурсу им. Шумана в Цвиккау и прошла отбор (что в советское время означало практически гарантированную премию).

Но тут случилась беда: из-за выступлений на сцене во время ангины мама смертельно заболела (это был сепсис — заражение крови золотистым стафилококком, но врачи сначала поставили диагноз еще более страшный — саркома) Никакие антибиотики не действовали. Несмотря на все усилия бабушкиных коллег — кремлевских врачей — мама умирала. К ней даже уже приезжали прощаться родственники из других городов.

Маму спас один человек, имя которого я обязательно должна здесь назвать.

Это был Станислав Михайлович Масленников, врач-хирург больницы на Открытом шоссе. Он не хотел мириться с тем, что умирает его пациентка — дочь коллеги, 21-летняя красавица, талантливая пианистка. Он сделал маме три операции, перепробовал все лекарства, проводил бесконечные консилиумы с  профессорами и докторами наук, каждый день носил маму на перевязки на руках. В конце концов, когда выяснилось, что помочь маме может только одно лекарство – гарамицин (а оно было импортное, валютное и очень дорогое: каждый укол стоил 17 инвалютных рублей, а уколов надо было сделать много), Станислав Михайлович колол этот гарамицин маме под личную ответственность (мама считалась безнадежной больной, по тогдашним больничным правилам на нее нельзя было тратить бюджетные средства). Бабушка потом рассказывала, что он получил за свое доброе дело три выговора от высокого начальства, — кажется, даже с занесением в личное дело. (Справедливости ради надо сказать, что маму очень любило все отделение, заведующая даже отдавала ей черную икру из собственного продуктового заказа).

Итак, в больнице мама пережила три операции и огромное количество тяжелейших перевязок. Пока мама лежала в больнице, конкурс им. Шумана закончился. В следующий раз он проходил через четыре года, но наша страна уже не посылала конкурсантов из-за какого-то политического или дипломатического скандала.

К маме в больницу (как к лучшей своей ученице) приходил и папа. Как позже выяснилось, в то время он загадал: если мама выживет, они поженятся.

Мама выжила, и папа стал за ней ухаживать. Он пришел к моим бабушке и дедушке просить маминой руки; на что получил от нашей бабушки, женщины решительной, отказ и строгий выговор. Во-первых, бабушка хотела для своей дочери лучшей партии, во-вторых, она не могла принять разницу в возрасте на 22 года и, как есть, стоя на пороге, сообщила нашему папе все, что она думает по поводу его возраста и его солидной лысины, после чего закрыла перед ним дверь. На папу это, видимо, произвело определенное впечатление, потому что он действительно исчез из маминой жизни на некоторое время.

Однако бабушка победила лишь условно. Она недооценивала мамино упорство! Мама еще не закончила консерваторию (училась она тогда уже у другого профессора), как все-таки вышла замуж за папу —  тайно от родителей. Окончив консерваторию с красным дипломом по классу профессора Воскресенского (с квалификациями «концертный исполнитель, концертмейстер, педагог») мама переехала жить к папе на дачу в Пахре, где (как она говорит с  некоторой гордостью) стала самой верной женой и матерью. Судя по той информации, что мне  у мамы с большим трудом удалось выпытать, обстановка, в которой она жила, была под стать маминой героической натуре. Мама не просто вела хозяйство в доме, который в то время был непригоден для круглогодичного проживания, работала в ближайшей музыкальной школе (между прочим, мама с папой пополам финансировали наш семейный быт), воспитывала нас с братом, но еще к тому же прослушивала все папины сольные программы (он, кстати, очень высоко ценил ее замечания), писала под диктовку его статьи, переписала от руки все его фортепианные и вокальные сочинения (по ночам! многие в «транспорте» многократно). В соседнем наукограде Троицке сыграла много сольных и камерных программ. Сотрудничала с вокалистами: Ниной Исаковой, Ниной Шильниковой, Алексеем Мартыновым (с которым позже сделала запись 10 романсов на стихи Пушкина в Гостелерадиофонд), Людмилой Белобрагиной.

Затем, когда папа заболел (и даже светила хирургии, которых устроила моя бабушка, не смогли помочь, это была уже 4-я стадия рака), мама приобрела навыки медсестры, сама колола ему сильнейшее обезболивающее, когда это требовалось (я вместе с родителями жила тогда на даче и помню, как мама вскакивала чуть не каждые 15 минут и днем и ночью, бежала кипятить шприцы). Я дальше не буду вдаваться в подробности, потому что это был триллер. Могу только сказать, что благодаря маминому уходу папа прожил не 2 месяца, как ему предрекали врачи, а год, и врачи так и не поняли, за счет чего он жил.

Потом мы переехали с дачи в город, мы с братом учились в спецшколах в разных районах Москвы (я — в ЦМШ, Ваня — в спец. английской). Трижды отклонив предложения работать в Московской консерватории, мама работала на двух ставках (а может, на трех?) в обычной музыкальной школе, заодно занимаясь со мной скрипкой, а с Ваней английским, играла со мной и с моими знакомыми скрипичные программы в классах М. Ваймана, Н. Бешкиной, М. Яшвили, З. Шихмурзаевой. Играла на зачетах, экзаменах, классных концертах и кафедральных в Малом и Рахманиновском залах консерватории; играла на моем (и не только моем) гос. экзамене и поступлении в аспирантуру. Всегда была страшным трудоголиком, и с течением времени это ее свойство только усиливалось, хотя, казалось бы, дальше некуда. Когда мы выросли, дополнительно к работе в музыкальной школе мама стала работать в Гнесинской Академии, а сейчас работает в трех местах: в Академии им. Маймонида, музыкально-театральном колледже им. Галины Вишневской, музыкальной школе им. Юргенсона, помогает студентам (своим и не только) поступить в разные оркестры, играя с ними на конкурсах на замещение вакантных должностей в Гос. оркестр, оркестр Большого театра  и т.д., а также на различных международных конкурсах.

Несмотря на все свои упорные действия по замалчиванию собственной персоны (кстати, частично увенчавшиеся успехом: восторженные рекомендации ведущих профессоров, данные ей, когда она была еще выпускницей консерватории, а также вырезки из музыкальной прессы, где были отмечены ее выступления, мама успешно потеряла), — так вот, несмотря на то, что мама сделала все, чтобы ее благородные действия никогда не были вознаграждены, мамино руководство ее обхитрило и умудрилось-таки присвоить ей звание «почетный работник культуры г. Москвы» (22 декабря 2006 г.). Также с 1998 г. у мамы высшая квалификационная категория и  шесть дипломов международных конкурсов в номинации «Лучший концертмейстер» (о чем я вообще случайно узнала только что).

В течение 5 лет мама вела методическую работу, была членом экспертной комиссии по квалификациям и заведующей методического объединения «Восток-1» (отвечала за все музыкальные школы Восточного округа Москвы, о чем мы тоже в семье узнали совершенно случайно).

В завершение я должна сказать следующее: у мамы при всех ее достоинствах есть еще одно. Она необычайно добра и снисходительна к людям. Даже слишком. Знаете, есть такие люди, которых не спасать надо, а наоборот — хорошенько стукнуть по башке. Или там, не знаю… обозвать как-нибудь. Или просто сказать этому человеку красивое русское слово «нет». А мама тратит на таких людей свое время, силы и нервы. Так что эту мамину совершенно бескрайнюю святую доброту (которую иногда могут без зазрения совести использовать окружающие) мы, ее близкие, считаем даже не достоинством уже, а таким… маленьким недостатком.

(апрель 2011)

См. также: мои папа и мама играют дуэтом папину пьесу «Колыбельная» (слушать аудио)

Римма Ивановна Кирсанова

 

26 комментариев для “Лариса Кирсанова”

  1. Аня, какя у Вас семья замечательная! Чудесная, талантливая мама, папа — помню его рассказ о Глинке по радио — это было очень давно, примерно в 1971-72 годах. Ваню чуток знаем всем моим домом. И Вы — умница, летописец и хранитель традиций Большой Семьи. Это очень сложно, ответственно и…благородно.
    Счастья Вам и успехов, всем — крепкого здоровья!
    С уважением — Л.

  2. Э… Спасибо вам, конечно, Л., на добром слове, да только что-то меня несколько обеспокоила роль, которую вы мне дали =)))

    Уверяю вас, я совершенно точно не летописец и не хранитель традиций семьи (да еще и Большой, как вы написали…)

    Я в основном занимаюсь совершенно другими делами.
    А про родственников я всего лишь создала несколько страниц.
    Сайт про папу сделать — это вообще был мой долг, т.к. больше его создать было некому (по крайней мере, сейчас). Не сделала бы — и никто бы сегодня не услышал, как папа играл, не смог бы скачать его ноты.

    Но становиться летописцем семьи (заниматься этой «сложной», как вы написали, и «ответственной» работой… гм…)- Боже упаси! Кто же тогда будет заниматься моим собственным творчеством, моей музыкой, концертами и книгами? =)))

  3. виктория

    Восхищаюсь такими женщинами как Ваша мама! Это редкий случай — быть полноценной женой и матерью и одновременно состояться в профессии.

  4. Виктория, спасибо большое за коммент! Я маме передам) А то у меня сейчас с ней идет война настоящая — убеждаю ее, что эту страницу надо здесь оставить, а мама говорит, что слишком много я о ней написала, что вообще не стоило это делать, что надо бы всё убрать или хотя бы сократить)))

  5. виктория

    Нет, это очень нужная страница! У меня трое детей, и не смотря на МГУ за плечами, мне пришлось полностью посвятить себя детям. И пойти работать по абсолютно нелюбимой специальности. Это редкий дар — выстроить гармонию в своей жизни. Чаще приходится жертвовать или семьей или работой. Я получаю огромное удовлетворение, когда встречаю таких женщин как Ваша мама. Значит, у кого-то получается и это здорово!

  6. виктория

    И ещё. Я совсем не смотрю ТВ, так как кроме чернухи, там и слушать и смотреть нечего. Исключение: канал культура. А статья про Вашу маму как глоток воздуха. Очень приятно читать про замечательных людей.

  7. Виктория, еще раз спасибо. Значит, у меня для мамы появился еще один аргумент, почему страницу не надо убирать, а подробности маминой жизни не надо скрывать. (Мама считает, что все это должна знать только семья).

    Вы знаете, когда мы с братом родились и довольно долгое время после этого мама как раз работала в обычных муз. школах, а не в консерватории, и не строила собственную (исполнительскую)карьеру как раз потому, что только так она в то время могла нас вырастить и поставить на ноги. То есть все-таки она не совмещала, а в то время поставила на первое место нас, детей, а себя забыла. Это только со временем получилось так, как получилось, и у этой истории оказался счастливый конец. (Нет, не конец, только начало 🙂 )

    Видимо, в судьбе каждого возможны самые неожиданные повороты, и все предстает в истинном свете только по прошествии времени.

  8. Виктория

    Очень приятно было прочитать о Ларисе Анатольевне! Привет ей большой!Спасибо!
    Вика Тульская

  9. Тарасова Людмила

    С большой теплотой вспоминаю нашу молодость,когда мы общались с Вашей мамой.Некоторое время я работала вместе с Вашей бабушкой…Если мама вспомнит меня и захочет связаться со мной, то сделать это можно по E-mail [email protected] (я сейчас не в России). С уважнием Людмила Владимировна.

  10. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Я очень рада, что вы оказались на моем сайте. Для меня люди, которые знали мою бабушку Римму, а тем более с ней работали, совершенно особенные! Мама Вас помнит и обязательно Вам напишет.

  11. Людмила Владимировна, если Вы еще раз заглянете на мой сайт: я маме передала Ваш адрес, она написала Вам письмо по электронной почте, но не получила ответа. Может быть, Вы еще раз напишете Ваш адрес? (P.S. я попробовала Вам отослать письмо и сама, но оно ко мне вернулось: адрес неправильный).

  12. Марина Сафиуллина-Фортхофер

    Уважаемая Анна, огромное спасибо за Вашу страницу. Ваш путь и творчество напоминают о Дине Рубиной. Одаренность дается высокоодаренным на высоком этаже, с огромной разветвленностью и с не менее огромной ответсвенностью. Со вдумчивостью в смысл данных сверху жизненных заданий. Я тоже училась в Московской консерватории. Тоже закончила ее с красным дипломом. Тоже начинала такой «предназначенный» путь (преподаватель музыковедческих дисциплин в муз. училище). Тоже шла и еще иду по другим дорогам, как бы другим. Но вообще-то хочу написать о Вашей замечательной маме: она вовсе не из-за того — не в консерватории, а «в простых» музыкальных школах, что она «скромная», а из-за того, что есть дети, малыши, которым она нужна именно там. Когда-то я имела счастье короткое время слушать мудрые мысли Валентина П. Середы. Он утверждал, что мудрые педагоги нужны малышам, последняя высшая школа — это училище. А в консерватории (это уже моя мысль) часто занимаются уже созревшие личности, художники, там уже поздно что-то фундаментальное создавать. Снимаю шляпу перед Вашей мамой, которая не гналась за «личной карьерой», а посвящает свою жизнь написанию программ на чистых листах еще невинных малышей.

  13. Марина Сафиуллина-Фортхофер

    Уважаемая Анна, огромное спасибо за Вашу страницу. Ваш путь и творчество напоминают о Дине Рубиной. Одаренность дается высокоодаренным на высоком этаже, с огромной разветвленностью и с не менее огромной ответсвенностью. Со вдумчивостью в смысл данных сверху жизненных заданий. Я тоже училась в Московской консерватории. Тоже закончила ее с красным дипломом. Тоже начинала такой «предназначенный» путь (преподаватель музыковедческих дисциплин в муз. училище). Тоже шла и еще иду по другим дорогам, как бы другим. Но вообще-то хочу написать о Вашей замечательной маме: она вовсе не из-за того — не в консерватории, а «в простых» музыкальных школах, что она «скромная», а из-за того, что есть дети, малыши, которым она нужна именно там. Когда-то я имела счастье короткое время слушать мудрые мысли Валентина П. Середы. Он утверждал, что мудрые педагоги нужны малышам, последняя высшая школа — это училище. А в консерватории (это уже моя мысль) часто занимаются уже созревшие личности, художники, там уже поздно что-то фундаментальное создавать. Снимаю шляпу перед Вашей мамой, которая не гналась за «личной карьерой», а посвящает свою жизнь написанию программ на чистых листах еще невинных малышей.
    Всего доброго Вам и Вашей маме.
    С уважением, Марина Ф-С

  14. Уважаемая Марина, большое спасибо! Всего доброго и Вам! На всех Ваших дорогах!

  15. (Из комментария Елены к странице «Семья» от 14.03.2016 13:24 — дублирую фрагмент здесь. — А.Б.):

    «Когда-то , в начале 80-ых, я училась в музыкальной школе города Троицка. Моим любимым педагогом была Лариса Анатольевна. Самые светлые воспоминания связаны с вашей мамой, ее утонченной романтической натурой. Я не была прилежной ученицей, но терпению ее не было предела. Деликатная, терпимая, необычайно просветленная…Она вся светилась! Передайте, пожалуйста, Ларисе Анатольевне низкий поклон от Лены Столяровой из Троицка!»

  16. В 1975 — 1982 училась в Троицкой музыкальной школе, помню Вашу маму в положении. Видимо, это были Вы 🙂 В 1977 году или 1978 один раз видела Ваших родителей вместе: они под руку подходили к школе. Мне было 10 лет, я знала, что это очень известный человек, и с любопытством посмотрела на Ваших родителей, поэтому хорошо помню этот момент до сих пор. И конечно, любопытство ребенка ещё вызывала очевидная большая разница в возрасте. Ваша мама выглядела счастливой. И юной.

    На Ваш сайт попала случайно. На днях взяла в руки сборник «Встречи с книгой», с 80-х годов не доходили руки прочитать его. В середине сборника очерк В.С. Нечаевой о внуке Достоевского, с которым была хорошо знакома, а предваряет очерк предисловие Д.Благого (Нечаева). Сразу вспомнилось детство, музыкальная школа, «как они сейчас, интересно?» — набрала в поисковике фамилию Вашей мамы…

    А у Вас есть такой сборник? Если нет, то могу прислать, если он Вам понадобится. Только дочитаю.

    С уважением, Ольга Алексеевна Пономарёва

    1. Здравствуйте, Ольга Алексеевна! Простите, что поздно отвечаю: не доходили руки до сайта и поэтому не видела Ваш комментарий.
      Спасибо за воспоминания. Прочитала маме, она с большим удовольствием стала вспоминать годы работы в Троицкой школе. С коллегами оттуда она дружит до сих пор. Кстати, а Вы знаете, что в школе в декабре планируют провести юбилейный концерт? Мама там будет играть.
      «Встречи с книгой» у меня есть, и сейчас как раз бабушкой Верой Степановной я очень плотно занимаюсь, когда позволяет время: готовлю ее книгу и биографию, в том числе по архивным документам. Это очень интересная история, есть богатый иллюстративный и документальный материал. И до сих пор продолжают все время вырисовываться все новые сюжетные линии, как это ни удивительно!
      А как эта книга оказалась у Вас? Мне казалось, она довольно редкая. Было бы очень интересно узнать о Вас подробнее, поэтому этот ответ копирую в письме.
      С уважением, Анна

Добавить комментарий для виктория Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *