Анна Благая -

Скрипичная виртуозная музыка трех столетий (XVIII-XX вв.)

Концерты — Анна Благая

Скрипичная виртуозная музыка трех столетий
(XVIII-XX вв.)

Ключевое слово программы — понятие «virtuoso», с учетом его первоначального значения (от лат. virtus — сила, смелость, отвага).

Сюжет концерта

Я серьезно увлекалась виртуозной музыкой. Сознаюсь, немало подогревало мой интерес и то, что вообще «блестящая техника» связана вовсе не с руками, а с головой исполнителя. Восхищаясь интеллектуалами, которые создавали такую музыку в эпохи расцвета скрипичного искусства, я однажды решила посвятить им концерт.

Подготовка к концерту и, особенно, написание программки-эссе, которая раздавалась слушателям, оказались делом весьма приятным. Я общалась с интересными людьми, изучила азы итальянского и посетила несколько довольно неплохих библиотек. В общем, повторение пассажей было далеко не самой значительной частью моей подготовки. Что, кстати, сочеталось с философией «самого» шефа виртуозной музыки на скрипке — Джузеппе Тартини, с пьесы которого и начиналось мое действо. Заканчивался концерт фрагментом «неслышной» пьесы Кейджа «4’33″.

Замечу, моя выходка с неслышным бисом озадачила лишь нескольких московских концертных бабушек. Остальная публика восприняла внезапную тишину, воцарившуюся после громобойных пассажей, вполне благосклонно, а один молодой человек именно после творения Кейджа преподнес мне невидимую розу. От такого подарка не отказался бы, думаю, сам Кейдж…

Программа

afisha-virtuoso-music

I отделение

Дж.Тартини (1691-1770) соната  «Дьявольская трель» (послушать)
Н.Паганини (1782-1840) Palpiti (вариации на тему из оперы Россини «Танкред»)
Г.Эрнст (1814-1865) Последняя роза лета

II отделение

П. Сарасате (1844-1908) — испанские танцы: Playera, Malaguena, Zapateado
К. Шимановский (1882-1937) Ноктюрн и тарантелла
М. Равель (1875-1937) Рапсодия  «Цыганка»
А. Мачавариани (1913) Долури

-

Концерт прошел 3 декабря 2002 года в Государственном Музее Музыкальной культуры им. Глинки в Москве.

-

Пролистать программку-эссе,

которая раздавалась слушателям на концерте, или открыть ее целиком в формате Word (80 Кб.)

-
Аудиозаписи
с концерта
:

  • Тартини. Соната «Трель дьявола» («Дьявольские трели»)
    Послушать:

    Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

    (или  скачать mp3 —  8,77 Мб.)
    (
    Прочитать сюжет этой сонаты)

  • Мачавариани — Долури
    Послушать:

    Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

    (или скачать mp3 — 1,44 Mb.)

  • Эрнст- Последняя роза лета
    Послушать:

    Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

    (или скачать mp3 — 6,16 Mb.)

Записи с других концертов

- -

Следующий концерт — От Баха до Шнитке

  1. послушал твои записи,ты классно играеш,вообще сайт понравился

    Comment by андрей — 10/10/2010 @ 19:51
  2. спасибо! :)

    Comment by annablagaya — 11/10/2010 @ 16:39
  3. мені сподобався сайт

    Comment by оксана — 26/01/2011 @ 19:53
  4. огромное удовольствие получила спасибо

    Comment by гульфира — 07/11/2011 @ 19:17
  5. прекрасный сайт! большое спасибо!

    Comment by любовь — 13/02/2013 @ 15:17
  6. Потрясающе красиво и блестяще! :) спасибо :)

    Comment by Алексей — 11/06/2014 @ 20:45
  7. Класс! Очень понравились записи, особенно Тартини. :) Есть ли какие видео записи где Вы играете? Хочется посмотреть на Вас.

    Comment by Александр — 20/07/2017 @ 16:01
  8. Здравствуйте, Александр! Простите великодушно — Ваш коммент почему-то попал в папку со спамом, вот сейчас извлекла его оттуда и прочитала.
    Спасибо на добром слове. Я уж себя ту скрипичную начинаю забывать, а тут далекая скрипичная родина вдруг напомнила о себе.
    Вот только не помню, где я выкладывала видео. С того концерта видео точно не было, но были более поздние видеозаписи, а где — не помню. Давайте я завтра на свежую голову поищу, ладно?

    Comment by annablagaya — 22/08/2017 @ 01:23
  9. Вот пока такое нашла http://blagaya.ru/konzerty/koncert-4-dekabrya-2010/video/
    PS Боже, это было семь! лет назад…

    Comment by annablagaya — 22/08/2017 @ 22:59
  10. Спасибо за видео, Анна, приятно Вас и смотреть и слушать. Интересно, а кто ваш любимый скрипач или скрипачка? Мои кумиры это Хейфец и Коган. И, кстати как вы относитесь к т.н. барокистам?

    Comment by Александр — 11/09/2017 @ 01:59
  11. Энеску, Леонид Коган, Каган.
    Корсаков.
    Еще можно продолжать, много было замечательных скрипачей.

    К тем, кто играет барочную музыку? А как же к ним плохо относиться? Они умные, симпатичные.

    Comment by annablagaya — 11/09/2017 @ 20:14
  12. Хотя когда звали меня присоединяться, не пошла.

    Comment by annablagaya — 11/09/2017 @ 20:18
  13. Интересно, где же Вы таких встречали. Мы видимо на разных планетах живем… :) А у меня наоборот создалось впечатление, что в барокисты в основном идут те, кто вообще не умеют играть. Ни вибрации, ни звука, ни интонации, про пассажи вообще молчу. При этом такие надменные, мол «вы все не правильно играете, в старину никто так не играл, мы уж точно знаем как надо». Послушаешь игру таких — уши вянут…

    Мне кажется прав был Л. Ауэр, когда писал, что «Если уважение к традиции довести до его логического конца, мы все еще должны были бы жить в каменном веке и поступать так, как поступали наши предки» и «Традиция в музыке, как и во всех иных областях, есть антитеза прогресса, это буква, которая убивает всякий живой дух». Кстати, эти цитаты с Вашего замечательного сайта.

    Comment by Александр — 12/09/2017 @ 16:00
  14. > Интересно, где же Вы таких встречали. Мы видимо на разных планетах живем… :)

    Думаете, я коллег идеализирую? Мне сложно судить, если честно.
    Я же давно (по собственному выбору) нахожусь не внутри музыкального мира, а вне его — смотрю на всё со стороны и без особой детализации. Иногда что-то вижу, что мне представляется красивым (внешне красивым), но специально не ищу. Могу что-то послушать с удовольствием, а сама «так не играю»: этот принцип мне не близок.

    Где-то здесь я пыталась это записать, но лень искать ту страничку Азбуки (кроме того, не исключено, что однажды я буду ее переписывать). Дело ведь не в прогрессе, просто никто не знает, «как тогда играли», магнитофонов тогда не было. Да и были бы — не помогли бы: мы не можем переместиться в прошлое и ощутить дух эпохи, в контексте которого существовали все детали исполнения. А уж над фразой «так не играют» я издевалась и много лет назад, и так же отношусь к ней и сейчас. Исполнительство, художественная интерпретация — слишком тонкий, глубокий, индивидуальный процесс, чтобы действовать в духе «губы такие уже не носят».

    И кроме того, в каждом великом музыкальном произведении заложена способность к самообновлению, к тому, чтобы быть «по-новому» услышанным каждым новым поколением (вот только здесь я не имею в виду псевдопоиски в стиле некоторых современных театральных постановок).
    Поэтому, имхо, эта интеллектуальная игра (если по большому счету) лишена логических обоснований.
    Но разве это кому-то вредит? Какие инструменты, какая увлеченность своим делом, какая готовность изучать архивные источники, какая влюбленность в старые эпохи… Ну разве не красиво всё это? Или я опять идеализирую?

    Comment by annablagaya — 16/09/2017 @ 14:51

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>