Концерты — Анна Благая
Скрипичная виртуозная музыка трех столетий
(XVIII-XX вв.)
Ключевое слово программы — понятие «virtuoso», с учетом его первоначального значения (от лат. virtus — сила, смелость, отвага).
Сюжет концерта
Я серьезно увлекалась виртуозной музыкой. Сознаюсь, немало подогревало мой интерес и то, что вообще «блестящая техника» связана вовсе не с руками, а с головой исполнителя. Восхищаясь интеллектуалами, которые создавали такую музыку в эпохи расцвета скрипичного искусства, я однажды решила посвятить им концерт.
Подготовка к концерту и, особенно, написание программки-эссе, которая раздавалась слушателям, оказались делом весьма приятным. Я общалась с интересными людьми, изучила азы итальянского и посетила несколько довольно неплохих библиотек. В общем, повторение пассажей было далеко не самой значительной частью моей подготовки. Что, кстати, сочеталось с философией «самого» шефа виртуозной музыки на скрипке — Джузеппе Тартини, с пьесы которого и начиналось мое действо. Заканчивался концерт фрагментом «неслышной» пьесы Кейджа «4’33».
Замечу, моя выходка с неслышным бисом озадачила лишь нескольких московских концертных бабушек. Остальная публика восприняла внезапную тишину, воцарившуюся после громобойных пассажей, вполне благосклонно, а один молодой человек именно после творения Кейджа преподнес мне невидимую розу. От такого подарка не отказался бы, думаю, сам Кейдж…
Программа
I отделение
Дж.Тартини (1691-1770) соната «Дьявольская трель» (послушать)
Н.Паганини (1782-1840) Palpiti (вариации на тему из оперы Россини «Танкред»)
Г.Эрнст (1814-1865) Последняя роза лета
II отделение
П. Сарасате (1844-1908) — испанские танцы: Playera, Malaguena, Zapateado
К. Шимановский (1882-1937) Ноктюрн и тарантелла
М. Равель (1875-1937) Рапсодия «Цыганка»
А. Мачавариани (1913) Долури
—
Концерт прошел 3 декабря 2002 года в Государственном Музее Музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
—
которая раздавалась слушателям на концерте, или открыть ее целиком в формате Word (80 Кб.)
—
Аудиозаписи
с концерта:
-
Тартини. Соната «Трель дьявола» («Дьявольские трели»)
Послушать:(или скачать mp3 — 8,77 Мб.)
(Прочитать сюжет этой сонаты)
— —
послушал твои записи,ты классно играеш,вообще сайт понравился
спасибо! 🙂
мені сподобався сайт
огромное удовольствие получила спасибо
прекрасный сайт! большое спасибо!
Потрясающе красиво и блестяще! 🙂 спасибо 🙂
Класс! Очень понравились записи, особенно Тартини. 🙂 Есть ли какие видео записи где Вы играете? Хочется посмотреть на Вас.
Здравствуйте, Александр! Простите великодушно — Ваш коммент почему-то попал в папку со спамом, вот сейчас извлекла его оттуда и прочитала.
Спасибо на добром слове. Я уж себя ту скрипичную начинаю забывать, а тут далекая скрипичная родина вдруг напомнила о себе.
Вот только не помню, где я выкладывала видео. С того концерта видео точно не было, но были более поздние видеозаписи, а где — не помню. Давайте я завтра на свежую голову поищу, ладно?
Вот пока такое нашла https://blagaya.ru/konzerty/koncert-4-dekabrya-2010/video/
PS Боже, это было семь! лет назад…
Спасибо за видео, Анна, приятно Вас и смотреть и слушать. Интересно, а кто ваш любимый скрипач или скрипачка? Мои кумиры это Хейфец и Коган. И, кстати как вы относитесь к т.н. барокистам?
Энеску, Леонид Коган, Каган.
Корсаков.
Еще можно продолжать, много было замечательных скрипачей.
К тем, кто играет барочную музыку? А как же к ним плохо относиться? Они умные, симпатичные.
Хотя когда звали меня присоединяться, не пошла.
Интересно, где же Вы таких встречали. Мы видимо на разных планетах живем… 🙂 А у меня наоборот создалось впечатление, что в барокисты в основном идут те, кто вообще не умеют играть. Ни вибрации, ни звука, ни интонации, про пассажи вообще молчу. При этом такие надменные, мол «вы все не правильно играете, в старину никто так не играл, мы уж точно знаем как надо». Послушаешь игру таких — уши вянут…
Мне кажется прав был Л. Ауэр, когда писал, что «Если уважение к традиции довести до его логического конца, мы все еще должны были бы жить в каменном веке и поступать так, как поступали наши предки» и «Традиция в музыке, как и во всех иных областях, есть антитеза прогресса, это буква, которая убивает всякий живой дух». Кстати, эти цитаты с Вашего замечательного сайта.
> Интересно, где же Вы таких встречали. Мы видимо на разных планетах живем… 🙂
Думаете, я коллег идеализирую? Мне сложно судить, если честно.
Я же давно (по собственному выбору) нахожусь не внутри музыкального мира, а вне его — смотрю на всё со стороны и без особой детализации. Иногда что-то вижу, что мне представляется красивым (внешне красивым), но специально не ищу. Могу что-то послушать с удовольствием, а сама «так не играю»: этот принцип мне не близок.
Где-то здесь я пыталась это записать, но лень искать ту страничку Азбуки (кроме того, не исключено, что однажды я буду ее переписывать). Дело ведь не в прогрессе, просто никто не знает, «как тогда играли», магнитофонов тогда не было. Да и были бы — не помогли бы: мы не можем переместиться в прошлое и ощутить дух эпохи, в контексте которого существовали все детали исполнения. А уж над фразой «так не играют» я издевалась и много лет назад, и так же отношусь к ней и сейчас. Исполнительство, художественная интерпретация — слишком тонкий, глубокий, индивидуальный процесс, чтобы действовать в духе «губы такие уже не носят».
И кроме того, в каждом великом музыкальном произведении заложена способность к самообновлению, к тому, чтобы быть «по-новому» услышанным каждым новым поколением (вот только здесь я не имею в виду псевдопоиски в стиле некоторых современных театральных постановок).
Поэтому, имхо, эта интеллектуальная игра (если по большому счету) лишена логических обоснований.
Но разве это кому-то вредит? Какие инструменты, какая увлеченность своим делом, какая готовность изучать архивные источники, какая влюбленность в старые эпохи… Ну разве не красиво всё это? Или я опять идеализирую?