Анна Благая -

Концерт «Мифы» — программа (подробнее)

Вернуться к описанию концерта »Мифы»

«Покинутая Дидона» — это портрет гордой царицы Дидоны, легендарной основательницы Карфагена. Древние полагали, что когда-то  она полюбила  предка римлян — героя Энея (его корабль прибило к берегам ее царства бурей,  вследствие чего произошла красивая любовная история, а когда буря улеглась, герой был таков). Считается, что царица не пережила разлуки и покончила с собой. Хотя автор сонаты — Джузеппе Тартини — решил этот сюжет по-своему. В четырех частях своей красивейшей и благородной сонаты он передал всю гамму чувств, которую испытала эта сильная женщина после того, как ее бросил любимый человек: вначале шок и непонимание, потом гнев и агрессия, затем осознание и оплакивание, и, наконец, примирение с ситуацией. Тартини был, кроме прочего, очень хорошим психологом, еще до того, как наука психология появилась на свет.

 

«Мифы» Шимановского — эстетские, тончайшие музыкальные «картины» на темы, связанные с недостижимостью объекта любви. «Фонтан Аретузы» — про нимфу, которую преследовал своей страстью бог Алфей, она убегала от него и в конце концов превратилась в источник (вот тут я эту историю описала подробнее, там же можно послушать этот «миф»).

«Нарцисс» — про прекрасного юношу, который никогда не любил никого, за что боги наказали его и он в итоге влюбился в собственное отражение в озере, не мог оторваться от него и так и смотрелся бесконечно в водную гладь, а потом истаял от тоски и превратился в цветок (композитор передает музыкальными средствами и аромат нарцисса, и это любовное завороженное оцепенение, и круги на воде…) Кстати, во время исполнения этой пьесы в воздухе распространился аромат нарцисса, который держался в зале, пока звучала пьеса, и истаял вместе с музыкой. Это мой ЖЖ-френд Сергей Москалев распространил в воздухе индийский аттар Nargis, импровизируя с его звучанием, пока мы играли пьесу.

«Дриады и Пан» — яркая музыкальная картинка и одновременно история про любвеобильного бога лесов Пана, бесконечно пристающего к нимфам деревьев (дриадам), и вообще эта музыка про торжество жизни, про вечно живую природу и всех ее обитателей. В пьесе переданы мельчайшие детали лесной жизни: и жужжание насекомых, и звучание флейты, на которой любил играть Пан, а в конце — топот чьих-то убегающих ног!

 

После мифологических пьес звучали красочные фольклорные вещи — настоящие народные мотивы, перенесенные на скрипку. Румынские танцы, затем танец грузинский, а потом — зарисовка на тему польских танцев: в пьесе «Деревенский скрипач» Венявского изображено, как музыкант настраивает струны, а потом начинает зажигательный мотив, под который люди пускаются в пляс. Вокруг (не у нас в концертном зале, а там, в пьесе:) — танцы, всем весело, и только некоторые вплетенные в общее веселье музыкальные темы намекают о печальных историях, которые случаются в этом мире.

 

…Вот такой был у нас концерт.

Состоялся он в первый раз в Доме-музее Ермоловой 3 июня 2009 года.

Партию фортепиано исполняла Лариса Кирсанова, моя мама и замечательная пианистка, а после концерта, как я уже упоминала, начался показ слайдов из наших с Сержем (Сергеем  Турко) «путешествий эстетов»  и рассказы о странствиях и далеких странах и мифах, связанных с ними.
Об этих путешествиях можно теперь прочитать в моих рассказах.

 

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>