Перейти к содержимому

Как устроено

А я-то, наивная чухонская девушка, думала, что за то время, пока я нахожусь в добровольном затворе и изгнании, что-то хоть чуть-чуть в лучшую сторону поменялось. Выглядит-то со стороны всё довольно мило!

Ан нет. См. запись от 12 октября 2015 Варвары Туровой в фейсбуке (не удержалась и цитирую ее целиком ниже).

Кстати, когда я ее у себя перепостила, добавила пример: заслуженный артист РФ, профессор, замечательнейший музыкант, ездит чуть ли не за свой счет в другой город на гастроли и играет там, кажется, вообще бесплатно.

А мои френды добавили: «Так оно и бывает 🙂 В плацкарте в ночь, чтобы на гостиницу ещё не тратиться :)»,

«Анечка, не только заслуженные, но и народные так делают».

…Н-да.

Итак:

«Знаете, как устроено. Хочется рассказать.

1. Как правило, за концерты в московской залах, музыканты денег не получают практически вообще (Дом музыки тут — исключение). Мои знакомые, знаменитые музыканты, даже заслуженные артисты, то се, на двоих получили в одном из хороших прославленных залов 5 тысяч рублей, за концерт. Видимо, считается, что для музыканта такая честь и радость выходить на сцену, что деньги, ну что деньги, деньги не главное, не в деньгах счастье.

2. Ни один концертный зал Москвы не делает никакого пиара. Вообще. Совсем. Музыкант договаривается о концерте (с трудом, и только если программа устраивает концертную организацию, хотя казалось бы, какая им разница какая программа, если они все равно не делают вообще ничего, чтобы продать зал?), а дальше носится по Москве сам, вешает афиши, обзванивает знакомых, кладет флаеры где-то. На недавнем концерте легендарной скрипачки, ученицы Ойстраха Лианы Исакадзе и знаменитой пианистки Кати Сканави был полупустой зал.

3. Об этом концерте (как и о многих других) я узнала из фейсбука Катиной мамы — Nina Zarkhi. Больше мне узнать об этом было неоткуда. На главном нашем, так сказать, сайте о культуре «нет анонсов», (за редчайшими исключениями, но не будем об этом), действительно, и зачем там были бы анонсы, ну, типа, рекомендации от суперпрофессионалов куда сходить на неделе или в этом день, например, это ж не нужно никому, правда? В журналеафише нет раздела «Классическая музыка», ее просто нет, ни в какой форме.

4. Журналисты, обычно, не могут продать интервью с музыкантом в какое-нибудь хорошее издание, если интервью — о музыке. ой, ну это что-то не понятное, им говорят. Зачем нам это.

5. Полные залы в Москве собирают (и то, не всегда) 4-5 одних и тех же человек, с одними и теми же программами — Второй Концерт Рахманинова, Скрипичный концерт Чайковского, и так далее. Мне лень считать, но наверное, если открыть сайт филармонии, выяснится, что эти музыки прозвучали в сезоне, например, 99 раз.

6. Для того, чтобы устроить концерт современной академической музыки, нужно пройти 899 преград и убедить руководство залов в том, что это кому-то нужно. Потому что это точно не нужно им. После закрытия Проект «Платформа» / The Platform Project и Мастерская Мастерская, этой музыки стало в разы меньше, и если бы не Электротеатр Станиславский, ее бы, наверное, и вовсе не было бы в городе.

7. На концерте в Доме Музыки (которому я очень благодарна и вовсе не хочу с ними, или остальными, ругаться, но все же хочется сказать какие-то вещи) какие-то сотрудники дома музыки ходили по залу и мимо него (не за дверью, за занавесочкой, хлопая этой самой дверью) не только на репетиции (разговаривая в голос), но и на самом концерте. В ответ на мои изумленные просьбы сделать с этим что-нибудь, охранница только развела руками. Так принято. Так тут всегда, это подтвердит вам любой из артистов, выступавших там.

8. Никто, ни один театр, ни один концертный зал не ведет никакой — подчеркиваю, никакой вообще — работы с публикой. Не проводятся встречи с публикой перед спектаклями (нормальная практика в любом, даже самом захолустном европейском театре, за полчаса до спектакля в фойе собирается публика и им устраивают небольшую лекцию о том, что они сейчас услышат, какие-то интересные факты, после которых эти люди будут слушать музыку с совершенно, принципиально иной степенью вовлечения в процесс). Не снимаются нормальные трейлеры спектаклей (посмотрите сайт Амстердамского оперного театра и поплачьте как я, всякий раз, когда смотрю эти потрясающие видео). Итд.

9. И разумеется, каждый раз, каждому из артистов, на каждом из концертов, пишут друзья — старик, впишешь на концертик? Никому не пришло бы в голову просить зубного врача поставить пломбочку бесплатно, или парикмахера сделать бесплатную стрижку, но сходить бесплатно на концерт — это норма.

Все это я пишу не для того, чтобы со всеми поругаться, тем более, что я все же надеюсь сделать еще много интересного в Москве. Просто существует какая-то гигантская, неповоротливая проблема и хочется хоть что-то сделать. Например, сказать о ней. Проблема эта состоит в отсутствии системы, она отсутствует на всех уровнях, и во всех сферах, поэтому происходящее не так удивительно, конечно. Но от того, не менее грустно.

Проблема есть абсолютно на всех уровнях, отсутствует вменяемая живая программная политика, пиар, агенты, площадок для настоящей критики почти не осталось, и так далее. Все разъединены, в то время, как все эти отдельные части могли работать на пользу друг друга, укрепляя, усиляя, помогая друг другу. Агенты — музыкантам. Музыканты — залам. Залы — публике. Публика — музыкантам. И так далее. Почему-то вспомнила и хочу здесь просто это написать. В городе Берлине, реклама концертов в Филармонии и спектаклей в 3 оперных театрах города висит в метро. В каждом вагоне.

Не знаю, чем закончить этот пост. Например, призывом ходить на концерты и покупать билеты. Концерт — это великое изобретение человечества. Сидишь в зале, а на сцене происходят (иногда) самые главные вещи, прямо при тебе. Ну, в общем.

-КОНЕЦ ЦИТАТЫ

НАЧАЛО ВИДЕОЦИТАТЫ (которую я приводила еще сто тысяч лет тому назад, начиная этот сайт: «А скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрет.»

 

5 комментариев для “Как устроено”

  1. Алексей

    Не знаю, я полагаю, что более-менее приличный студент консерватории для 95% слушателей неотличим от его же профессора. И при составлении грамотной концертной программы МОЖЕТ быть интересен ну… процентам 40% населения. Вопрос в том, как это население информировать что они могут сходить на концерт к музыканту и получить удовольствие, узнать для себя что-то новое и отдохнуть душой… ну и где провести этот концерт…

  2. Ну, есть же успешный опыт в других странах. То есть это не проблема, которую нельзя решить, просто никто, судя по всему, не пытается. Хамское отношение к музыкантам, судя по тому, что я частенько слышу, тоже встречается, к большому сожалению.
    Кстати, оно было и раньше. Великому Гилельсу когда-то сказали что-то в том духе, что у нас незаменимых нет, и что если что, ему найдут замену. (!!!!!)
    Насчет публики — думаю, она мастера от студента все же отличит.
    Слушатели у нас очень квалифицированные. Всегда раньше были, ну сейчас, конечно, старые кадры поредели, к сожалению. И все же — русские люди очень хорошо слушают, чувствуют музыку. Так что, уверена, отличат.
    Впрочем, студент может оказаться уже мастером в свои двадцать лет — тут дело такое, таланты созревают с разной скоростью.

  3. Алексей

    Я не то, что на публику поклёп навеваю (хотя, обратите внимание, я говорю _хороший_ студент, предполагается, что и репертуар ему близок…), я говорю о том, что, возможно, тем, кому музыканты могут предложить своё творчество, больше их постоянных слушателей… Иными словами, аудитория может быть шире. Я не сторонник популяризации, но предположу, что локомотивом творческого самовыражения в нашей стране может стать любительство, в разнообразных его проявлениях. Тогда и профессионалов (тех кто любит своё Дело…), вероятно, будут по-настоящему ценить…
    А у нас, как мне кажется, нередко получается так — либо известно, но, в какой-то мере, несколько попсово (не обязательно из-за исполнителя, просто люди могут ходить «на имя»), либо «андеграунд», но очень «для тех кто в теме». А середина? Её как буд-то нет…

  4. Алексей

    Не, извините, сказал «более-менее приличный» студент… Ну, возможно, погорячился…

  5. Конечно, может быть шире!
    Но тут интересная штука. Я вот свои концерты (даю их ооооооочень редко, практически можно сказать, что не даю), а все-таки как-то попадают ко мне разные люди, в том числе совсем никогда не слушавшие скрипку. Как попадают? А не знаю. Но по опыту общения со сцены с этими всеми людьми — не вижу абсолютно никакой необходимости кого-то подготавливать и просвещать. Отлично справляюсь со всеми, кто приходит) Вот если бы я играла и говорила скучно- тогда да, конечно, тогда да.
    А вот устроителей концертов иных неплохо было бы попросвещать. Я тут не говорю обо всех, конечно (да я и мало кого видела из них). Но иные экземпляры встречаются забавные. Надо для них курсы устроить, или там отправить в школу.
    Мне как-то из одного южного города предложили сыграть концерт — устроительница, ориентируясь на собственный вкус, сказала мне, что, скажем, из Крейцеровой сонаты годится 1 часть, а в двух других Бетховен подкачал, ну и — в концерте нельзя обойтись без чего-нибудь типа «Полета шмеля».
    Я отсмеялась там у себя, лестное предложение запомнила)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *