Перейти к содержимому

Дневниковое

«Гордость и предубеждение» Джо Райта. Вообще-то я видела этот фильм и раньше, но тут осталась до пяти утра перед компьютером на даче в послерождественскую ночь и вдруг эти удивительные, чудесные, нежные свет, музыка, игра актеров совсем растревожили мне душу. В сладкой тоске провела я остальные несколько дней, даже расчехлила скрипку. И теперь не могу себе найти места.

Вот как бывает!

Посмотрела и другой фильм того же режиссера — «Солист». Удивилась. Уяснила для себя, что в свое время именно кадры из «Atonement» («Искупления»; кусок этого фильма шел по британскому тв, когда я осталась утром в лондонской гостинице) меня вдохновили и повлекли на Семь Сестер.

Узнала, что сейчас этот режиссер работает над историей о Питере Пэне. Увидела, как в трейлере мелькает кулон с флейтой Пана — и стало интересно, не музыкант ли режиссер по образованию? Поискала биографию, прямых указаний на музыку не нашла, если не считать того, что Райт женат на той чудесной ситаристке Анушке Шанкар, а их сын носит имя Зубин (в честь Зубина Мета, похоже!)

В своей «прекрасной тоске» вернулась к гипнотизирующей музыке Дарио Марианелли и даже начала читать рецензии на эту экранизацию «Гордости и предубеждения». Была взбешена!

Вот некто сообщает, что фильм-де не удался — он-де не соответствует тому, что написала Джейн Остин. И-де, нравы были не таковы.

Конечно, не таковы… Время было другое, да и автор — не представитель романтизма. И мы туда, после романтической эпохи и всего, что за ней последовало, вернуться уже не сможем. И, может быть, слава Богу!

Вот эта чудесная, завораживающая сцена с посещением Пемберли. (В саундтреке называется «Живые статуи Пемберли»).

Героиня попадает в поместье героя. Она бродит между собранных в доме прекрасных статуй и постигает душу того, кто здесь живет. Удивительная сцена в фильме!

А как в оригинале?

«В комнатах были высокие потолки и богатая обстановка, достойная владельца такого поместья.

И, восхищаясь его вкусом, Элизабет заметила, что эта обстановка не казалась излишне пышной и выглядела менее роскошной и в то же время более изящной, чем обстановка в Розингсе.

«И здесь-то я чуть было не стала хозяйкой! — размышляла Элизабет. — Я могла бы уже привыкнуть к этим комнатам! Вместо того чтобы осматривать их в качестве случайной посетительницы, я пользовалась бы ими как собственными (…)»

А объяснение обоих героев в конце? Нежное, с минимумом слов, в фильме.. И —

«- А мне хотелось тогда, — ответил Дарси, — оказать вам все внимание, на какое я был способен, и убедить вас, что я не злопамятен. Я надеялся добиться прощения, старался рассеять дурное обо мне мнение, показав, что ваши укоры пошли мне на пользу. Не могу точно сказать, когда у меня появились и некоторые другие желания, — думаю, что не позже чем через полчаса после того, как я вас увидел.»

Некоторые другие желания! Не позже чем через полчаса!

Но в то время это иначе звучало, не так, как сегодня.

…За эти выходные у меня было время отвлечься от всех тех дел, которыми так нагрузил меня 2014-й, и начать вспоминать, кто я (тут опять надо ставить знак вопроса) и что для меня действительно ценно. Если говорить о ценностях, творческих прежде всего — в чем-то я всегда чувствовала себя слегка «одиноко». (Звучит глупенько, да и слово неправильное, но… это дневниковая запись). Но, во-первых, возможно, такое «почти одиночество» и стремление к чему-то вообще для творчества необходимы, а во-вторых, есть книги, фильмы, интернет: печаль легко рассеивается, когда видишь нечто близкое себе, пускай и в другом времени или на другом континенте. И если во мне какая-то тоска по воплощению чего-то так и осталась пока недопроявленной, то, по крайней мере, я знаю, что есть те, кто действительно сумел принести в этот мир что-то, что и  я «пред-ощущаю», — не важно, в форме популярной мелодрамы или научной идеи. Часть таких людей даже живет в нашем времени. И это очень радует.

А кроме того — кто знает, что будет в будущем?

P.S. Посмотрела теперь целиком и «Искупление». Опять — дивная операторская работа, дивная музыка того же Дарио Марианелли. Ну и «Семь сестер» — как символ. Удивительно.

P.P.S. Не дает мне покоя эта статуя из «Гордости и предубеждения». Кажется, «Весталка» работы какого-то итальянского скульптора, и кажется, находится в каком-то из поместий в Англии. Если еще когда-нибудь забросит нас туда судьба, надо бы съездить посмотреть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *