Перейти к содержимому

Синтез искусств, мистика, Скрябин, светлое и темное

За то время, пока я занимаюсь идеями синтеза искусств, строю ashtray.ru (кажется, уже почти 10 лет!) и собираю материал для книги на эту тему, мне пришлось многое увидеть и понять и во мне многое изменилось. Отчетливо вижу сейчас и то, что эта тема действительно одна из важнейших в искусстве (но только я теперь, вероятно, не стала бы называть ее синтезом), так и то, насколько она соблазнительна для личностей, которых привлекает замаскированная чертовщина.

Да, конечно, существует мистика, и не все вещи объясняются в этом мире его материальными законами. И творчество, конечно, в его высшем  смысле — это не столько делание симфоний и поэм, то есть делание их в материальном культурном смысле, сколько открытие для себя и других новых духовных миров. За каждым настоящим произведением есть духовный порыв, это-то в нем и ценно, а не сочетание аккордов и слов.

Но!

Куда ведет это творчество? Это же огромная ответственность.

Существуют две силы, и мы — выбираем.

По печальному стечению обстоятельств тех людей, кто интересуется синтезом искусств, рано или поздно закономерно приводит к Скрябину и его мистическим идеям. Между тем у него не просто мистика и этот завлекательный синтез искусств, у него нечто большее, и ведет оно, если последовательно туда идти, прямо к сатанизму (пусть даже мягкому, соблазнительному и людьми до конца не осознаваемому). Мы почему-то мало задумываемся об этической стороне его творчества. И зря. Ведь этот человек никогда не скрывал, что он делал. Названия его произведений, его философия говорят сами за себя («Сатанинская поэма» среди прочего). Нам сейчас, живущим  в нашем плоском материальном потребительском мире, все это кажется каким-то милым и  не опасным, мы, видимо, все это не воспринимаем буквально, а все эти мистические погремушки и  игрушки на нас действуют возбуждающе. Это же все так интересно!

Но надо отдавать себе отчет в том, что «интереса» просто так не существует, когда идешь за «интересным», ты делаешь выбор.

Лично я просто этого не понимала, бродя по тропам, близким к скрябинским идеям  (имею в виду, разумеется, исключительно синтез искусств, а не мистику Скрябина), хотя никогда не любила его музыку, не слушала ее более, чем это требовалось для изучения курса музыкальной литературы. Не по каким-то идейным соображениям — просто мне все это было не близко. И на аштрее ни разу черта не была перейдена. По крайней мере я так чувствую. Как это получилось — не знаю, потому что осознанно я маршрутов не выбирала, просто следовала туда, куда вело меня вдохновенье.

Теперь у меня больше информации, чтобы понимать или предчувствовать, где начинается ложь. (Кстати, Скрябин не зря был связан с Индией: опасность — общая).

Свойство всех духовных жуликов в том, что они присваивают себе то, что им не принадлежит, вот и единую природу искусств они объявили какой-то страшной мистической тайной.

Свойство всех искусств действительно в их единении, но это происходит само, без участия каких-то вычислительных формул (или магических заклинаний). Этот постоянный «синтез» и есть творчество. Пытаться рассчитать его формулу, получить насильно вдохновенье (как и в духовной жизни — пытаться получить насильно благодать путем практик, работы с энергиями, магии и прочего) — путь мало того что сомнительный в этическом смысле, он еще и бесполезный. Произведения, полученные таким образом, все равно мертворожденные, они не действуют на людей так же, как действуют произведения, полученные благодаря вдохновению свыше и собственной творческой работе.

К счастью.

См. также — Бердяев про Штейнера

4 комментария для “Синтез искусств, мистика, Скрябин, светлое и темное”

  1. Здравствуйте, Анна!
    Спасибо большое за этот пост.
    У меня со Скрябиным похоже отношения складывались, точнее НЕ складывались. Я всё оправдывала его, мол, это я не доросла до его музыки. Но, мне уже 28 лет, а отношение всё то же. Только недавно узнала, что он шёл по оккультному пути, который мне совершенно чужд.
    Бердяева очень люблю.

  2. Здравствуйте, Вера!
    Спасибо за коммент. Благодаря ему и я перечитала тот свой пост. Два года назад! Теперь кажется, что это было так давно)
    Но по существу моя позиция ничуть не изменилась.
    Чур-чур от оккультизма!

    Жму вашу руку — и я очень люблю Бердяева. Почему-то особенно «Самопознание» меня в свое время взволновало.

  3. Специально вернулась к этому посту 2-летней давности…
    Мое отношение к оккультизму, идеям Скрябина и проч. не изменилось, но я не могу не отметить, что сейчас наслаждаюсь пьесами Скрябина в исполнении Софроницкого (http://www.youtube.com/watch?v=zBWYKrTCD08&feature=relmfu)
    Наслаждение, конечно, в большей степени связано с искусством Софроницкого, и все же… сегодня я писала бы менее категорично. К тому же — опасны обе крайности: кто-то, убаюканный мистической болтовней, идет прямо в мягкие лапы потусторонних сил, а кто-то объявляет крестовый поход на искусство и жжет книги-картины-пленки… да…

    1. Andrei otraskin

      Skriabinskii «satanizm» nichto.. po sravneniu s besovnymi pliaskami sovremennoi pop muzyki. Tragedia.. ego v tom chto on chelovekobozhit sdelal sebya centrom.. ot demiurgov v skomoroxi put korotkii. Zhil by dalshe prishel by k Bogu. No Bog ego Nakazal. Za nepomernuiu gordyniu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *