Перейти к содержимому

Сценическое волнение

Скрипичная азбука

черновик

Сценическое волнение

Это не скрипичная, а просто очень человеческая тема.

Волнуются перед выходом на публику все: и великие музыканты, и актеры, и олимпийские чемпионы, даже легендарные нейрофизиологи. Если ты волнуешься — тут две хорошие новости: ты человек и ты еще жив)

«Даже те, кто постоянно выступают публично, на вопрос: «Волнуетесь ли вы?» — почти всегда отвечают: «Да, волнуюсь». Много лет назад на конференции в Германии я познакомилась со знаменитым ученым Карлом Прибрамом. Я, честно говоря, была уверена, что этот классик нейрофизиологии давно умер… Но он оказался не просто живым, но исключительно жизнелюбивым, загорелым мужчиной в красном свитере с очередной молодой женой. По утрам мы вместе завтракали, и однажды я решила задать ему важный профессиональный вопрос, а он попросил: «Татьяна, после моей лекции! Я страшно волнуюсь!» Тут я подумала: надо уезжать! Если сам Прибрам волнуется перед выступлением, то всем остальным нужно уползти в нору и рот не открывать. Факт: в здравом уме и твердой памяти человек волнуется. Если он настолько обезумел, что уверен в себе полностью, то его природа накажет: что-то забудет, потеряет нить рассуждений или упустит драйв. Драйв — очень важное слово. Я не могу предвидеть, удачной ли будет лекция, хотя у меня большой опыт. Печенкой знаю то, что буду рассказывать, под наркозом могу читать, а лекция иной раз вообще не идет — нет драйва. Иногда же такая сложная тема, что я сама не знаю, как ее подавать, — а мысль летит, сверкает! Сама вижу, как сверкает, — и все видят! Как это выходит?

Татьяна Черниговская в интервью питерской «Собаке» (http://www.sobaka.ru/city/city/47006 )

Дирижер Тосканини в старости признавался, что он всю жизнь боялся публики и что «видимо, чем больше твое имя становится известным, тем больше становится и страх».*

Скрипач Давид Ойстрах, который тоже страшно переживал перед каждым своим выступлением (и тоже по восходящей), объяснял это так:

«каждая крыса в Большом зале консерватории знает не только как я сыграл, но и как я должен был сыграть»!

Конечно, желательно, чтобы волнение помогало звуку и мысли сверкать, но при этом не вредило здоровью или, еще чего доброго, не лишило жизни.

(Да-да! Проводились опыты на музыкантах — а давайте не забывать, что нам надо не просто произнести «речь», а, подобно спортсменам, выполнить еще некоторое количество сложных «элементов», и выполнить их «чисто» — так вот, проводились опыты и было установлено, что  до и во время выступлений «возникает огромное психическое, эмоциональное, физиологическое напряжение, повышаются или, наоборот, падают кровяное давление и температура, учащается сердцебиение, обнаруживается некоторое нарушение кровообращения». Неудивительно, что тот же Ойстрах, который характеризовал свое концертное состояние как «прединфарктное», действительно дважды испытал прямо на концерте сердечный приступ, продолжая играть при этом /что на это сказали бы медики???/ У Шаляпина в роли Бориса Годунова пульс был 200 ударов в минуту. А скрипача Роде из-за сценического волнения разбил паралич)***

Я, к сожалению, не участвовала в опытах. Мне лично волнение обычно помогает (если не считать того, что появляется неудержимая тяга к странствиям и я себе регулярно обещаю после концерта купить билет на первый попавшийся поезд=). Наблюдая за коллегами, прихожу к выводу,  что, видимо, жизненные показатели после игры чаще всего все-таки приходят в норму. То есть риск пренебрежимо мал…

=

P.S. Есть натуральное и мощное средство, которое помогает совладать с совсем уж деструктивным волнением. Надо на какое-то время забыть себя. См.: Образы

=

См. тж.:

* Г.М. Цыпин — «Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности» М., 2014, стр. 102-103

** Из книги В. Григорьева «Исполнитель и эстрада» :

В период перед выступлением и во время него «возникает огромное психическое, эмоциональное, физиологическое напряжение, повышаются или, наоборот, падают кровяное давление и температура, учащается сердцебиение, обнаруживается некоторое нарушение кровообращения. Проявляются и другие симптомы функционально неблагополучного состояния организма. Недаром многие исполнители весьма остро характеризовали подобное состояние как» «прединфарктное», словно «операция аппендицита» (Д. Ойстрах), «близкое умиранию» (М. Полякин), «пытка на электрическом стуле» (Г. Пятигорский) и т.п. Столь субъективные оценки свидетельствуют о том, что эстрадное самочувствие у ряда исполнителей доходит до критической точки, воспринимается ими как серьезная помеха не только музыкально-исполнительским действиям, но и нормальной жизнедеятельности. (…)

  Установлено, что во время эстрадного выступления у исполнителя происходят значительные вегетативные изменения — психофизиологические стрессовые реакции, которые носят различный характер, как адаптивный, способствующий оптимальному приспособлению организма к выполнению новых, несравненно более сложных функций, так и, в определенной мере, избыточный, заметно мещающий деятельности, болезненно переживаемый артистом. Важно знать природу и проявления этих реакций, ожидать их, учиться управлять ими. В чем же состоят эти изменения?

 Во-первых, в кровь из надпочечников выбрасываются повышенные дозы гормонов (адреналина и норадреналина), что приводит к стимуляции всех систем организма и, как одно из следствий, к увеличению содержания сахара в крови. Быстрая мобилизация данного источника энергии ведет, однако, к  повышению кровяного давления, учащению сердцебиения и другим негативным явлениям, изменяющим деятельность вегетативной и нервной систем организма (на самом деле картина психофизиологических изменений гораздо сложнее — здесь она дана в упрощенном виде)».

См. также: Книга В. Григорьева «Исполнитель и эстрада» (PDF, откроется в отдельном окне) НОВОЕ

 Уверенность

 Психологическая подготовка музыканта

.

См. также: Л. Ауэр — Нервы и игра на скрипке

В.Григорьев про специфику выступлений на сцене

2 комментария для “Сценическое волнение”

  1. Анастасия

    Очень интересно! Скажите, пожалуйста, а откуда вы взяли информацию про этот занимательный эксперимент с показателями музыканта? Я пишу диплом как раз на тему сценического волнения, очень хотелось бы сослаться на этот эксперимент)

  2. Анастасия, отправила вам развернутое письмо с информацией и ссылками по указанному вами мэйлу.
    Кстати, пока освежала свою память, нашла много другого интересного (много ярких фактов, подтверждающих то, что я здесь набросала 6 лет тому назад!), так что теперь эта страничка — в процессе редактирования/дописывания. Большое спасибо за вопрос, который стимулировал улучшить эту страничку Азбуки!
    Желаю удачной защиты диплома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *