Перейти к содержимому

Сегодня мне рассказали историю про одного немецкого педагога…

Сегодня мне рассказали историю про одного немецкого педагога, весьма высокооплачиваемого.

Он учит скрипачей следующим образом: каждая нота должна быть выдержана по секундомеру и  каждое новое исполнение пьесы должно полностью повторять предыдущее.

Именно этого он добивается от своих учеников и очень гордится своей лучшей ученицей, которая сделала запись какой-то пьесы отдельно от своего аккомпаниатора. (Аккомпаниатор записал свою партию отдельно, а скрипачка свою партию сыграла в другом месте и в другое время; музыканты друг друга не слышали во время записи, просто исполняли ноты, — и потом при механическом наложении этих двух партий произошло идеальное совпадение :)))
Музыканты поймут, почему это очень смешно:))), хотя и очень грустно.

А для немузыкантов нужно добавить: вот идеальный пример (прямо доведенный до абсурда!) того, насколько лишен музыкального дара может быть человек. Истинно музыкальная стихия — это когда  «нельзя войти в одну реку дважды», потому что музыка — это движение, и движущая сила в ней — вдохновение. (Это, конечно, если человек его в принципе может испытать,  то есть когда он по натуре музыкант, а не робот; ну а если не может, он не имеет права заниматься этим ремеслом).

Каждое новое исполнение хорошо знакомой пьесы — это всегда откровение, оно никогда (у настоящего артиста) не будет повторять прошедшее исполнение или исполнение другого мастера. Музыка всегда новая, всегда разная, хотя мы играем одни и те же ноты. В этом и есть величайшая тайна нашего искусства. Ну и, естественно, партнеры-музыканты, играющие вдвоем одну и ту же вещь, тоже будут играть ее всегда по-разному. Не говоря уже о том, что они чутко реагируют на тончайшие изменения музыкальной ткани, рождающиеся в исполнении другого инструмента — здесь и сейчас. И каждый такой момент неповторим. Опять-таки — это если человек не лишен музыкального дара.

Ну а делать то, что делает тот высокооплачиваемый педагог (какая жалость, не знаю его имени) — неграмотно.

Еще больше радуюсь, что такие люди, как Гольденвейзер (тоже немец, между прочим!), оставили литературное наследие, четко зафиксировав на бумаге подобные прописные истины.

P.S. Собственно, вот он и конфликт, то, что сейчас происходит в музыкальном мире и почему сейчас  многие истинно талантливые люди уступают дорогу более «стандартным» исполнителям. Потому что вот эта линия «робототехническая» в музыке сейчас очень сильна. Очевидно, когда-то в музыкальном мире (местами) получилось так, что власть получили люди начисто лишенные музыкального дара, одаренные разве что хорошей долей педантизма. Они и стали переделывать музыкальный мир по собственному образу и подобию.

Между тем в остальных искусствах роботоподобие не поощряется. Вот, например, про каллиграфию:

«Каким бы искусным ни был каллиграф, его движения чуть-чуть различаются от буквы к букве. Если движения совпадают, значит, буквы не писали, а рисовали или чертили. То же касается прямых линий. Каллиграфы избегают безжизненно-ровных прямых /…/, чертежники, напротив, их любят». (источник)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *