Перейти к содержимому

Бортовой журнал-2

Продолжаю выполнять свое обещание честно описывать все, что со мной происходит во время моего эксперимента.

Еще раз хочу отметить, что эксперимент — чистый, я не прибегала к каким-то связям, знакомствам, не просила мне помочь никого из влиятельных в музыкальном мире людей и т.д. (как, впрочем, не делала этого и раньше).

Все, что мной создано, создано обыкновенными человеческими руками, только моими силами, к тому же без использования всяких хитрых технологий — пиара, рекламы, раскрутки сайта и т.д.

Итак, с момента начала моего эксперимента прошло примерно полгода. Все это время я честно вкладывала свои силы в искусство, такое, каким я бы хотела его видеть. Старалась регулярно насыщать этот сайт информацией, пересмотрела репертуар, многое выкинула из него (не удовлетворяющее моим новым представлениям о музыке), многое выучила новое. Разыскала несколько произведений, которые стоит вернуть на сцену. Продумывала свою «систему фразировки» (ну, это не система, и вообще об этом речь позже), собирала материал для книги (может быть, не одной?).

Наконец, позавчера сыграла  концерт «Танцы народов мира», часть первую. Несмотря на то, что при его подготовке я допустила тактическую ошибку (не рассчитала, что дата немножко тесная для меня, не обыграла программу — хорошо бы было еще недели полторы на подготовку), концерт прошел удачно. Мой собственный разбор полетов я здесь не буду приводить, это моя кухня, но — думаю, многое из того, что я должна бы сделать на этом вечере, я сделала. Ну и должна сказать, что общаться с людьми в зале мне доставляет огромное удовольствие, и это очень помогает более яркому воплощению замысла композитора.

Оглядываясь назад, я вижу, что по сравнению с тем временем, когда я начинала сайт, я уже нахожусь в несколько в иной точке моего путешествия.

Первая часть моих сомнений («такой сайт никому не нужен») развеялась — посещаемость сайта растет сама собой, хотя я пока даже не приступала к его раскрутке. Причем самые посещаемые страницы, которые при этом пользователи дольше всего изучают — о скрипке и музыке. (А вовсе не те, где описаны путешествия или разные занятные артефакты, которые меня саму, возможно, порой даже больше интересуют!)

Второе. Неожиданно для себя самой  я стала получать немало предложений играть. Пусть на это одно я бы ни за что не прожила, и все же это уже что-то иное, не то, чего я ожидала и к чему я была готова (опять — что якобы «никому не нужно»).

Все-таки — еще раз: в нас сидит огромное количество неверных штампов, комплексов, представлений, которые с реальностью не имеют ничего общего, но для того, чтобы это уяснить, надо набраться смелости и начать исследовать реальность…

Впрочем, загадывать не будем. Цель эксперимента — не какой-то «успех» (скучное слово), а — само по себе исследование, путешествие, поиск информации.

Хотя теперь я настроена более оптимистично.

Правда, я ощутила на себе и то, с чем наверняка сталкиваются все артисты: надо иметь мужество отвергать те предложения, которые тебе не подходят, отказываться играть то, что ты считаешь пошлым и безвкусным, назначать только те даты концертов, которые для тебя реальны. Уважение к публике и к музыке как таковой требует, чтобы ты отдавал максимальное количество сил, смог отдать все лучшее на концерте, чтобы не было халтуры и т.п.

Пока что я и выкладываюсь максимально… Верю, что так. Вчера я была в одной общеобразовательной школе, рассказывала детям о классике на примере диснеевских мультиков, песочной анимации и прочего. Вроде получилось довольно мило… Дети мне, кстати, очень понравились. Симпатично слушали. Думаю, что талантливая, но кошмарная «Школа» Валерии Гай Германики — еще одно средство привить нам неверное представление о мире…

Все, на этом пока окончу свою запись, потому что за два последних дня устала очень, теперь надо сил набираться:)

45 комментариев для “Бортовой журнал-2”

  1. Сергеич

    Поздравляю! С возвращением на сцену! Право же, не всё так трагично. Прежде, чем испытывать чувства, проверьте — не навязаны ли эти чувства окружающими! (С) А на вопросы типа «кому это нужно?» ответы будут сродни тем, что и на заявление «так не играют!» или «кто вам руку ставил?»!!!
    Я рад, что Вы начинаете получать удовольствие, кладя ноги на офисный стол). Скажу по секрету: находить работу нетрудно, гораздо труднее научиться от неё отказываться. На это могут уйти годы, но результат стоит того. Вот тут-то и начинают ценить! Особенно действует фраза «Это не вопрос денег. Мне это не подходит в принципе!». Но для этого надо иметь убеждение, что ты — творец, и твёрдо ему следовать.
    Ну и как обычно — вопросик): получилась ли фонограмма? И будет ли своя звукозапись?
    В целом очень рад за Вас и с нетерпением жду очередных новостей от Вашего АртБюро).

  2. Правильно говорите, правильно!

    С фонограммой сейчас разбирается мой звукорежиссер (я так понимаю, все получилось, хотя лично я — по старой привычке — слушать запись сразу не сильно хочу, а то буду к себе придираться.. Пусть чуть-чуть время пройдет)
    Вообще-то когда-нибудь в студии надо будет попробовать, если будет возможность.

    Я тут хочу по случаю одному Хандошкина сыграть. Времени впритык опять, к сожалению, но цель достойная: а то когда я еще его разучу! Звучит абсолютно непривычно эта музыка (вариации на тему «Во поле береза стояла»…). Абсолютно. После Паганини и вообще итальянцев — шок: слишком покорно и жалостливо звучит в русских песнях с вариациями скрипка, не хватает бунта!! Но интересно это испробовать.

  3. Сергеич

    Удивительно, русская душа — и без бунта! Может скрыпица не так расстроена?)

  4. Да уж!!
    Вообще, я так понимаю, это две разные вещи — фольклор древний, деревенский, и городской фольклор, на основе которого некоторые композиторы делали свои произведения.
    Но тут… «Во поле береза стояла», «Взвейся, взвейся, понесися, сизокрылый голубочек», «При долинушке» — такое впечатление у меня пока, что звуковой ландшафт такой смиренный, равнинный…
    У нас же, у русского народа, такое состояние кротко-смиренное и правда бывает затяжным, пока вдруг не накопится и не жахнет…
    Впрочем, я пока мало играла Хандошкина. Только читала с листа. Мне надо время, чтобы к нему привыкнуть и _увидеть_ его.

  5. Сергеич

    Есть такой композитор Мендельсон ))) , так его обычно в грош не ставят — махровая салонность и никакой духовности! А если копнуть !!! Но копать не принято, салон и всё! Можно долго про Мендельсона, но речь о Хандошкине. Копать надо. «Пилите, Шура, пилите! Они золотые!»

  6. Ой, почему же Мендельсона ни в грош? Он прекрасен. Сен-Санс, кстати, еще недооценен, по-моему.

    А насчет Хандошкина… Так я копаю. Ой копаю!
    Даже не скажу, что там салонность, просто уху непривычно. Нас воспитывали на другом (и, естественно, зря — корни свои знать надо!)

  7. Сергеич

    У меня был случай лет 10 назад — разбирал Новелетту Шумана. Так в одном непримечательном месте я заподозрил скрытый смысл — два месяца долбил 4 такта. Нашёл! И сильно продвинулся в понимании Шумана (настолько опередил всех остальных, что принимают за идиота)!
    А Сен-Санса с его огромным наследием просто дружно кинули, чтоб не утруждаться.

  8. О! А вот тут начинается самое интересное!
    Можно ли отсюда поподробнее? (какое именно место в Новелетте?) — о-о-оочень интересно!!!

  9. И еще. Я тут немножко побродила по интернету, оценила кол-во интересных Ваших записей на форуме по криптоистории (мы почти по тем же местам с вами ездим — как раз недавно мы были с мужем в Юрьеве-Польском); поняла, что не так уж далеко Вы обитаете, раз бываете в Белых облаках:); и вот что еще мне интересно — как обстоят дела вот с тем проектом —
    http://musicforum.ru/index.php?s=1f5f98c549613b65c898de183003ae99&showtopic=23454
    ?

  10. Ну и вообще… Давайте-ка мы с Вами, Сергей Сергеич, поговорим лучше не обо мне, а о Вас.
    Честное слово — я бы хотела Вас послушать, и если вы записываете (на аудио или буквами) свои мысли по поводу музыки — или готовы их записать — я буду счастлива выкладывать их здесь в строящемся разделе «Музыка»!
    Мне в самом деле очень и очень приятно и лестно, что Вы нашли мой сайт и комментируете мои записи. Спасибо за это еще раз!

  11. Сергеич

    Вот так поворот! Право же, я не оставил ни грамма ценного ни в музыке, ни на словах. Я только чуточку копаю…

  12. Право же, не скромничайте…
    Я тоже немножко копнула, совсем чуть-чуть, и у меня появилось и сейчас сохраняется ощущение, что Вам есть чем поделиться…

    Хотя бы своими раскопками? А?.. Просим… Это — ценно!
    Вот Вы говорите про «Новелетту», еще про какие-то раскопки в области музыки, ну так это же было бы очень здорово, если бы Вы поделились найденным с людьми! Я первая хотела бы узнать подробности, и уверена, что не я одна.

  13. Сергеич

    Я давно информировал о своих раскопках соседей по карьеру. Все гнобили как могли. «Так не играют!» Даже если одобряли звучание. Никто не верит, что если до конца прочесть ноты и сделать всё написанное, то произойдёт чудо. Но попутно надо изменить своё представление о ритме, тембре и пр., а на это коллеги пойтить не могут)

  14. Сергеич

    Сен-Санс дожил до эры звукозаписи! И нынешние пианисты должны тихо молиться под роялем, чтобы эти записи никто не слушал. Чтобы не дай бог не прозвучала, например, Овернская рапсодия в исполнении автора или его приятеля Карла Рейнеке (Carl Reinecke). Всё это есть в Сети, и Вам не составит труда найти их. Жаль, что недотянули до фонографа Брамс и Чайковский. Думаю, было бы не менее сокрушительно для потомков.
    А что до рубрики «Музыка», то мне туда явно рановато. Моим бредням подошло бы название типа «Байки из склепа» или «Чукотское радио». Только благодаря Вам у меня проснулась потребность в осмысленной речи — на природе этот механизм не эксплуатируется и потихоньку ржавеет.

  15. «Моим бредням подошло бы название типа «Байки из склепа» или «Чукотское радио». »

    Вот примерно так я думала о себе (и говорила другим), начиная этот сайт и вообще возвращаясь к концертам. Вы просто не представляете, до какой степени я сомневалась в своем начинании. Вылезать на свет Божий было не просто сложно — мучительно. Сколько раз я хотела все бросить (и сказать себе, что раз я вижу все по-другому — значит я вообще не музыкант!!) и только продолжать потихоньку свой сайт аштрей, где моя любимая тема, отвлеченная от реальности, где мне не приходится кого-то и что-то ругать, а только можно делиться красотой и где я скрыта (что важно) под комфортным для себя ником Аш.
    И как же я выцарапывалась из этого ощущения! И делаю это до сих пор. Меня совершенно пока не удовлетворяет то, что я делаю (говорю это не ради комплиментов, пока не за что), но просто я теперь думаю, что двигаюсь все-таки в верном направлении, и что теперь просто должно пройти время — год-два-три, чтобы этот сайт выглядел так, как я хочу, чтобы было найдено то, что, я уверена, где-то есть, чтобы были созданы-обыграны-улучшены концертные программы, репертуар, собственно мое понимание музыки (уж коли я вторглась в эту область; хотя учиться, копать и разбираться тут приходится всю жизнь), и т.д. и т.п. Но дело-то не во мне — дело в тех фактах из мира музыки, которые заслуживают того, чтобы быть выставленными на всеобщее обозрение, и если этого никто почему-то не делает, значит это должна начать делать я… Попробовать хотя бы!

    А Вы начали этот путь раньше и прошли уже больше. Я же вижу по Вашим комментариям. Вот потому-то я и начала на Вас давить по поводу раздела «Музыка»…:) Впрочем, конечно же я продолжать Вас обрабатывать не буду, давайте тогда остановимся пока на (видимо, более комфортной для Вас?) форме комментариев. Понимающий читатель и по ним все увидит.

  16. Сергеич

    Ну я-то никогда не против авантюры! Есть только два тормоза: №1: не навредить! — хозяйка создала чудесную атмосферу, и грубое вторжение ну никак не приветствуется; и тормоз №2 — чисто технический: у меня кроме мобильника и пианино нет никакой оргтехники. Чуть не забыл — ещё старая дырявая голова! Если такой набор Вас устроит — я всегда готов, но под Вашим жёстким контролем (см. п. №1).
    P.S. А Вы почту смотрели? а ICQ?
    P.P.S. Не забывайте класть ноги на стол переговоров!

  17. Здорово! Ну — тогда надо будет придумать форму, как это сделать, чтоб вам не пришлось на мобильнике набирать больших текстов… Я придумаю!
    А насчет атмосферы — разумеется не навредите.

    Простите насчет почты — я видела Ваше письмо вчера (оно, правда, почему-то случайно попало в спам, но я все-таки его нашла). Собственно по вашим данным в адресе я и провела небольшие раскопки. А вот текст, который Вы отправили, успела просмотреть только по диагонали — удивилась явной параллели из моей жизни (мне на днях как раз писали из музея Булгакова), но отложила более подробное знакомство с мистикой на ближайшие дни.
    А вот доступа к ICQ у меня временно нет, — с тех пор, как мы переустанавливали windows на моем компьютере, как-то руки не дотягивались до аськи. Спасибо, что напомнили!
    В общем, я отвечу!

  18. Сергеич

    Докладываю о проекте «Фортепианная гостиная»: всё это было до тех пор, пока Петруха не женился и не съехал с родительской квартиры за невозможностью… Студенты с лауреатами, доценты с кандидатами — все побывали тут). Итог весьма плачевный: играть не умеет никто! Народ не знает, что такое хороший рояль, звук, ритм и т.д. Вскоре при слове «пианист» Пётр стал машинально тянуться за бейсбольной битой. Налицо встал неразрешимый конфликт официального преподавания: не учат, но требуют. И уйти от этой порочной системы никто не в силах, даже при полном понимании зла.
    Надо полагать, что после переезда Петя не прекратил пополнять обширнейшую фонотеку (E-mule), интересоваться кинематографом и философией. На ходу и аппаратура для звукозаписи (моя, кстати). В общем — ничего не потеряно и есть возможность для интересных встреч.

  19. Сергеич

    Как говорил Удав, у меня есть мысль, и я её думаю… Есть у меня навязчивая страсть создавать приглушенную акустику в комнате для занятий. Коли Вы решили жить по-новому, то может мои рекомендации Вам пригодятся. Хотя это, конечно, с точки зрения обывателя — экстрим. Но музыкант — не просто обыватель, он ещё источник шума). В совершенно глухой комнате заниматься очень полезно. Не столько для соседей, сколько для самого артиста. Вылезают все косяки звука, чистится интонация, уши реагируют не на десятое отражение, а на самый первый и самый быстрый отклик. Как ни странно, это очень трудно с непривычки играть в глухоте, и ощущения сродни сценическим в большом зале — только первый звук, никаких отражений. Могут руки расходиться от перекоса времени. Зато потом! Короче, одни плюсы.
    А делается это довольно просто: ковры где только можно, шторы, диваны, но главное — потолок. Есть специальные плиты Экофон именно для инструментальной музыки. Недёшево, но сопоставимо с обычным ремонтом потолка. При входе в такую комнату ощущаешь, словно выключили посторонний звук, а каждый шёпот слышен как над ухом. В такой комнате можно и записывать фонограммы. Камерно, но очень живо.
    Я понимаю, что решиться на такое — бытовой героизм. Но ведь мы же не обыватели, мы источники шума!

  20. Сергеич

    Докладываю про Новелетту Шумана, ту, которая самая большая и заигранная. Придётся объяснять по нотам, ибо записи собственной нет и пока не предвидится. Так вот то хитрое место — маленькая Ля-мажорная интермедия в конце второй страницы. Меня озадачила странная прорисовка верхнего голоса дополнительными штилями, хотя выделить его не представлялось возможным. Ясно дело, что никто об этом и не парился — играют как играется. Вот эти 4 такта я и гонял до остервенения, даже соседи упрекали за тупую игру.
    Что же я получил в результате? Сейчас начнётся настоящее «Чукотское радио»). Я понял, что Шуман требовал тотальной фразировки каждого голоса, причём в разное время. Один голос идёт на Раз, другой — на И. Дальше — больше. Следить за голосами по отдельности невозможно, надо слышать «массивом». Получается (!) этакое стерео, где каналы имеют разницу по фазе во времени. Эффект можно сравнить с разглядыванием стерео-картинки, где расслабляя глаза можно узреть, как из сумбурных пёстрых завитушек вдруг выплывает живой объект. После такого озарения начинаешь ловить наркотический кайф от Шумана (которого все считают мутным и занудным), время останавливается, а его длиннющие произведения начинают казаться до обидного короткими.
    Попутно замечу, что фактор времени — больное место у исполнителей. Чтобы заглушить «тикающий счётчик скуки» идут на всякие ухищрения: загоняют темп, аффективно интонируют, пытаются бесконечно укрупнять фразу, сметая бульдозером половину текста. Но чтоб случилось чудо время надо просто остановить! Но этому у нас не учат(((.
    Надо ли пояснять, что после освоения Шумана я стал выглядеть полным идиотом в глазах пианистов. Затем «наркотик» Шумана перешёл у меня и на всех других композиторов, и от моей игры пианистов просто крючит. Но это уже их проблемы), так во всяком случае мне кажется, сидя в лесу и покуривая бамбук.
    P.S. Заметьте, Анна, я не подвергаю ни малейшему сомнению свою Чукотскую правоту!

  21. Новелетта: ну вот, я удовлетворена — я была права, вот какие драгоценные вещи говорите. Правда, чтобы полностью увидеть все это, мне надо взять ноты. Но — пока мне достаточно и того, что вижу суть! Это все ведь крайне интересно!

    «Заметьте, Анна, я не подвергаю ни малейшему сомнению свою Чукотскую правоту!»

    — ни в коем случае не надо!

    Я тогда потом продолжу вам задавать вопросы, ок? Мне кажется эта идея весьма продотворной.

    P.S.
    «Итог весьма плачевный: играть не умеет никто!»

    Ох, хорошо, что я не пианистка. Даже страшно становится при мысли, что я бы могла оказаться среди разбираемых Вами персонажей.
    Должна, правда, сказать, что и для меня тоже те музыканты, игра которых мне по-настоящему нравится, в основном живут все-таки в прошлом.
    Если и есть в наше время воплощение совершенства, то мне оно неведомо. (Говорю это в смиренном ощущении, что таким совершенством, естественно, я не считаю и себя).

  22. Сергеич

    Если честно, то я ведь тоже не умею играть! Но я и не делаю карьеру пианиста. А посетители гостиной все сплошь профи, их жизнь напрямую зависит от успеха на сцене, а они просто не обучены элементарным техническим навыкам. Им бы «заехать в сервис», годик посидеть на упражнениях, поправить нервы, послушать хорошую музыку, послать педагогов и родителей куда-нибудь на пленэр — и всё у них станет кругленько! Но беда в том, что они не могут спрыгнуть с конвейера системы и заняться собой — зачёты, конкурсы, гастроли, ученики — всё расписано далеко вперёд. «У курицы нет биографии — у неё есть технология» — говорил один фермер.

  23. Метко!!!

    «Но беда в том, что они не могут спрыгнуть с конвейера системы и заняться собой – зачёты, конкурсы, гастроли, ученики – всё расписано далеко вперёд.»

    Под этим я готова подписаться.
    Пока система подготовки (и жизни) людей творческой профессии -такова, там не будет творчества. Потому что творчество — это всегда «особое мнение», это решения, не укладывающиеся в конвейерное мышление.
    Иногда я с ужасом думаю, что ведь я могла стать частью этой системы… Впрочем, вряд ли. Инстинкт самосохранения во мне всегда был силен. И я всегда знала, что для меня эта «карьера скрипачки» (с прилагающимся к ней образом жизни, невозможностью спокойного размышления, дальнейших раскопок, с невозможностью посмотреть со стороны, подвергнуть сомнению тот или иной постулат профессии) была бы скучнейшим способом интеллектуального самоубийства. Мотаясь с места на место, играя то, что от меня хотят и так, как хотят, я очень скоро бы забросила либо свои изыскания, либо «карьеру». (Кстати об изысканиях. Как это ни парадоксально, но, по всей видимости, идея писать диссертацию помешала бы этим изысканиям не меньше, дав ресурсы для занятий, но засорив мозг формализмом…)
    В общем, я верю, что, как писал автор книжки «Кто убил классическую музыку?», творчество вернется в нашу профессию «сбоку» — не от консерваторий и филармоний, а от энтузиастов, которые не являются винтиками системы. Что до системы — то, по-моему, долго она все равно не протянет.
    Вон российские филармонии — специально устраивали недавно собрание, решали вопрос, как дальше жить и откуда получать деньги. Знаете, в чем они видят корень проблемы? В недостатке талантов!! (Удивительная слепота! талантов вокруг полно, но их надо уметь готовить, а потом еще холить и лелеять, если хочешь получить результат… А пока этого не происходит, таланты либо приспосабливаются и меркнут, либо меняют профессию или обретаются где-то в оркестрах, потому что им просто надо выжить, после чего у них не остается ни сил ни желания обнаруживать перед кем-то свои таланты). Далеко оторвались руководители от народа…
    В конечном счете все это проблема не творческая даже, а экономическая. Ведь конвейер построен для того, чтобы получать гарантированную прибыль. Известно, что любой шедевр в экономическом смысле проблемен, он может не найти своих «потребителей», или найти их лет этак через сто-двести, когда уже некому будет получить за это процент. Тогда как сходящие с конвейера предметы обычно находят покупателей — причем здесь и сейчас, и это легко конвертируется в деньги. Иметь дело с ними, а не с шедеврами, просто выгоднее для менеджеров культуры.
    А вот странная мысль… Должно ли творчество вообще приносить деньги? И если нет (как, наверное, должно быть в идеале), то на что будут жить творческие личности?
    Но это уже вопрос риторический, и дальше перед нами распахиваются двери Утопии.

    Кстати! Не попадались ли вам случайно две книжки — Стратегия творческой личности» Альтшуллера и «Ритм» Андрея Белого? Я думаю (когда куплю сканер) привести здесь кое-что из них. У Белого есть крайне интересные вещи, он считал, что и в поэзии человечество забыло, что такое настоящий ритм, человечеству испортили уши стандартизацией… А поэзия к музыке имеет самое непосредственное отношение, ведь они когда-то были едины.

  24. Сергеич

    «Вы, артисты, для нас убыточны!» — сказали в Московской Филармонии пианистке Полине Федотовой. Она решила больше такого не слушать и свернула коврик.
    То есть ситуация не из разряда Добро-Зло, это просто абсурд. В стране, где талантов больше, чем берёз — жалуются на их нехватку. Но самое страшное, что таланты не хотят(!) учиться. Факт, подтверждённый многолетними наблюдениями. Дайте профессора, дайте премию, дайте импрессарио т.д., зависть, тщеславие, самолюбование и полная необучаемость примерно после 14 — 15 лет.
    — Зачем играть всю сонату, если не прозвучала первая нота? — говорил Петруха таким горе-пианистам. И сыграет как надо. Они смотрят на него со слезами, но ничего исправить не хотят.

  25. Угу… Абсурд! Мы вообще живем в одном из абсурднейших государств. (Слабое утешение — в Индии по этой части еще хуже). А что таланты не хотят учиться — так кто их с малолетства штампует в школах? Кто ценности прививает? Если кто и виноват, то таланты — в наименьшей степени. Хотя тоже, конечно, по достижении зрелого возраста можно было бы глаза раскрыть.

  26. Я последние дни размышляю о вашем «остановившемся времени в музыке». Мне знакомо это чувство. (Да, пожалуй действительно как наркотик). Похоже, это то, что вообще происходит, когда погрузишься в творчество по-настоящему, когда осеняет, когда можешь вдруг все увидеть/услышать (остановка времени — и есть показатель глубины погружения). Вроде в одной книжке написано, что это происходит, когда очень хорошо работает правое полушарие мозга — то самое, таинственное, отвечающее за образы и прочие вещи, логике неподвластные.

  27. Сергеич

    Боюсь, что с остановкой времени не всё так возвышенно или, точнее — погружённо, как Вы говорите, уважаемая Анна. Я рассматриваю это явление как результат хорошо отработанных технических приёмов, с которых вообще следует начинать обучение. Также считаю делом техники хороший звук, фразу, легато, рубато, полифонию и всё остальное. То есть моя еретическая мысль сводится к тому, что хорошо играть может каждый. Ну кому это надо, если все начнут играть одинаково хорошо? — спрашивали меня с негодованием. А кому это надо, когда все играют одинаково плохо? Лично я ходил бы на концерты в 10 раз чаще, если было бы в 10 раз больше хороших исполнителей. Да, есть великие, которых не бывает много, но разве можно играть гениально, стартовав с отметки «плохо»?
    Если вернуться к остановке времени — то по сути это передача состояния, а не движения, а технически это достигается правильной постановкой задачи и нехитрыми приёмами. То есть ломом и шутками-прибаутками). Это я всё, к сожалению, про рояль говорю, скрипичных приёмов, увы, не знаю.

  28. Интересно! То есть, получается, Вы идете от частного к общему (дедукция), у меня же получается наоборот — чистейшая индукция… Я сначала погружаюсь, ищу образ (а если он уже есть — стараюсь все детали подчинить общей цели), вживаюсь в него. Я должна знать, о чем я говорю на скрипке, чтобы не было ни одной пустой, бессодержательной фразы! А потом уже рождается все остальное — штрихи, технические приемы, звучание… Уже не в отрыве от образа, а продиктованное им…Есть и еще много вещей, которые мне удобны для работы над пьесами, но это долгая история.

    Про ваши «еретические мысли» — думаю, в музыке есть множество путей, и разные люди, в зависимости от их характера, направления ума и т.д., словом индивидуальных особенностей, выбирают разные пути, в том числе и те, что первое время считаются «еретическими» (все-таки я должна вам показать здесь на сайте книгу Альтшуллера! там много о «еретиках»). И все это совершенно нормально и необычайно полезно для дела! Плохо только одно — бездумие…

  29. Сергеич

    Я бы не назвал себя сторонником исключительно дедукции — она неизбежна на этапе «сбора улик»: обучение грамоте, постановка рук/ног/головы, знакомство с текстом. Потом можно и переходить к поиску образа, уже не с пустыми руками. То, что Вы назвали моей дедукцией, лишь служит инструментом для понимания языка композитора (а они как назло хорошо владели техническими приёмами), а затем наступают «индукционные» муки творчества как и положено, типа как у Вас.

  30. Сергеич

    Уважаемая Анна! Мы следим за ходом Вашего эксперимента и, конечно, радуемся за Вас. Но если о цели эксперимента Вы хоть как-то упомянули (творческий путь исследователя), то об отправной точке и мотивах не сказали ничего (или я чего-то ещё не увидел). Можно ли Вас попросить описать вкратце ситуацию полугодовой давности, которая послужила поводом для таких существенных перемен?
    Заранее благодарю.

  31. Нууу, радоваться конечно преждевременно:)))

    О начале «эксперимента» написано здесь:
    https://blagaya.ru/2009/09/08/pismo-v-butylke-1/
    До того момента путь был пройден вот такой:
    https://blagaya.ru/kto-ya/
    После чего я «ушла в отрыв», не подотчетна ни одному заведению, и упрямо занимаюсь только тем, что считаю действительно важным, не получая за это никаких дивидендов извне. Собственно, все очень просто — путь, пройденный уже многими писателями и прочими творческими личностями.
    Но вообще дело-то не в этом. Главное — увидеть что-то во время этого путешествия и описать.
    Мотивы? Природная любознательность, этические соображения, ну и,конечно, вероятно все-таки обитающие во мне способности к творчеству, ищущие выхода.

  32. Сергеич

    Меня прежде всего интересовало, не от тяжёлой ли жизни, как это бывает у многих, Вы пошли на эксперимент. Получается, что вовсе нет. И это очень даже хорошо!

  33. «Меня прежде всего интересовало, не от тяжёлой ли жизни, как это бывает у многих, Вы пошли на эксперимент»

    Ну, что-то я не знаю таких примеров. История говорит об обратном — можно очень мило и симпатично жить, пока не принял решение заниматься творчеством по-настоящему, но если уж решил и начал что-то делать… — с этого момента в биографиях творцов обычно начинаются беды. Не мне напоминать, что даже величайшие гении (что уж нам, смертным) заканчивали жизнь в нищете и лишениях, и произведения их далеко не всегда печатались при жизни. Заниматься творчеством и не получать за это зарплату, и еще правду говорить о современном муз. мире — это же крайне невыгодно. С житейской точки зрения мне было бы выгоднее остаться в той точке, в какой я была пару лет тому назад — ездить в командировки в Париж, Флоренцию, писать о роскоши и всяких красивых вещах, и уж конечно, не строить этот сайт и не приближаться к скрипке.

  34. Но вообще должна заметить, что цель путешествия все-таки не совсем такова, как это могло показаться.. Меня интересует не столько выпячивание своей персоны (хотя, конечно, я неминуемо буду писать о себе, пересказывая свой опыт и то, что я видела), сколько — вот мне хочется построить и правда интересный сайт.
    С концертами та же история. Если кому-то на них интересно, если рождается что-то творческое — классно. И всё.

  35. Сергеич

    Просто в соседнем бутылочном послании Вы описали, как терпят бедствие наши музыканты. Вот я, не зная Вашей биографии, и взволновался. Хорошо, что Вас это бедствие не коснулось.

  36. Это бедствие касается каждого. И хотя по образу жизни я журналист, это не мешает мне оставаться профессиональной скрипачкой и, соответственно, в любой момент, сейчас или в будущем, получить возможность пострадать от тех же проблем, с которыми сталкивается сегодня большинство музыкантов.

  37. Сергеич

    Быть может, завтра — быть может, никогда. Но только не сейчас! — как говорила Кармен. В нашем случае — уж лучше никогда.
    Теперь о приятном, надеюсь: удалось ли прослушать запись концерта? Займёт ли она место в художественном наследии исполнителя? И как будет дальше развиваться идея звукозаписи?

  38. Сергей Сергеич, Вы меня пугаете:))))

    «Займёт ли она место в художественном наследии исполнителя?»

    Как подумаю про худ.наследие, сразу страшно становится и вспоминается «не надо заводить архивов, над рукописями трястись» и далее в том же роде.
    А запись послушать не успела. Закрутилась. Просто с нынешним темпом жизни не доходят руки не то что до прослушивания записей, а до скрипки.

  39. А про звукозапись — идея стоящая. Надо будет уделить ей в будущем больше внимания. В каком-то смысле это важнее даже, наверное, чем концерты на данном этапе.

  40. Сергеич

    К сожалению, не могу посоветовать Вам простого технического приёма, чтобы растянуть время). В жизни всё немного не так, как на рояле — она и крутит, и диктует, но нехорошо себя, любимую, всегда в конец списка ставить.
    А про домашнюю звукозапись могу легко и просто написать Вам, если заинтересуетесь. Право же, вещь полезная во многих отношениях.
    Однако, ждём-с очерка «О творческом наследии»)!

  41. Сергеич

    Поздравляю нашу добрую хозяйку с замечательным весенним днём, а параллельно и с тяжёлым для мужчин дамским праздником! Пусть этот день откроет ворота весны с её восторгами и надеждами. Если не вспоминать Клару Цеткин, то день сегодня удался. Солнце греет, природа шепчет, а музыка так и льётся в уши.
    Одно время в интеллигентской среде появилась тенденция игнорировать День защитника Отечества и МЖД 08.03 под разными предлогами: я не защитник, я не служил/служила, я не блондинка, я не лошадь и т.д., но теперь, вроде бы, нашли компромисс и разумный повод повеселиться. Недавно, к примеру, в одной научной синекуре хорошо отметили 23 февраля: весь коллектив, а это военообязанные женщины и откосившие от армии мальчики-ботаники, дружно скинулись и крепко посидели на работе, не выясняя кто кому должен. Можно только смутно предполагать, какие компромиссы найдены и в честь 8 Марта.
    Словом, уважаемая Анна, побольше Вам солнечных дней и творческих порывов, как того требует наша суровая природа! Ура! Будем здоровы!

  42. Ура:))) Спасибо! Кстати, наконец-то после нескольких последних дней у меня появился доступ к компу. Так что ура еще раз! И проверьте почту)

  43. Кстати, коммент про глухую комнату прочитала только что (он почему-то был заблокирован системой на сайте как спам, непонятно почему. Сейчас я поправила дело). Ощущения противоречивые, конечно. Не знаю, когда решусь на такой эксперимент и решусь ли вообще:)

Добавить комментарий для Сергеич Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *