«Кампанелла» Паганини, как известно, с итальянского переводится как «колокольчик».
Вот в этой записи (играет Сальваторе Аккардо) колокольчик этот слышен прекрасно — не у скрипки, правда, а в оркестре (вообще этот звук колокольчика — это и есть самое чудесное в этой записи, потому что скрипач временами играет скучновато…).
Наш великолепный Леонид Коган значительно выше — как музыкант. Вот Коган играет «Кампанеллу» с блеском и изяществом, у него скрипка и правда заливается колокольчиком… И кроме того — тут есть еще внутренняя драматургия, содержание, образ. Слушается отлично, хотя и без колокольчика, и без оркестра, а просто с роялем!
А вот главное, ради чего я все это здесь пишу.
И та, и другая запись — это реальная музыка Паганини. А мы (скрипачи), когда учимся в консерваториях, чаще всего играем ее в транскрипции Крейслера. Чего делать категорически нельзя !!!
Потому что с теми тяжеловесными гармониями, которые добавил Крейслер, эта музыка лишается смысла: она больше не повторяет насмешливый серебристый голосок колокольчиков, которыми были усыпаны одеяния шутов в итальянских маскарадах. Не колокольчик какой-то получается, а… (особенно в партии рояля) как будто колокольчик засунули в кастрюлю, а кастрюлю надели нам на голову…
А еще Крейслер почему-то выкинул великолепный центральный лирический эпизод из этой музыки, вообще изменил сюжет (ведь главная тема здесь проходит значительную эволюцию — в том, что она в конце концов предстает в мажоре, есть большой смысл!! А он и это убрал из пьесы).
Возникает подмена, из-за которой потом и теряется смысл (и в скольких уже музыкальных произведениях именно так и случилось!!)
Исчезает не просто колокольчик, исчезает (из-за того, что вырезан лирический эпизод) и внутренний «монтаж» произведения, та картинка, которая должна появляться у нас в голове. Должно было быть, как в маскарадах: вот одна из масок насмешливо солирует, вот другая, а вот поодаль разворачивается лирическая сценка, кто-то кем-то обворожен, кто-то почти в кого-то влюблен, но вдруг… и это оказывается всего лишь маскарадом, и все уносит с собой насмешливый голосок колокольчика…
Теперь вместо этого — всего лишь салонная пьеска, хоть и написанная на красивый мотив.
В общем — немедленно вынимаем из шкафа ноты «Кампанеллы» в обработке Крейслера и убираем их, от греха подальше.
См. также: Ненастоящий Гендель
Анна, к теме о Паганини: играли ли Вы его 24 каприз и в каком возрасте?
Моя дочь, ей будет 10, взялась его разбирать и выучила тему (достала-таки учительницу), мечтает сыграть хотя-бы часть вариаций. На вопрос «не рановато-ли?» отвечает, что в самый раз, главное, чтобы получалось.
А Вы как считаете?
Ирина, играла сначала в школе, потом в консерватории, и сейчас иногда играю. Думаю, что все индивидуально, главное — чтобы техника не была самоцелью.
Спасибо большое, я обязательно передам ей Ваш ответ. Успехов Вам и удачи!